Физиологические основы воли
Страница 1

В теменной части коры больших полушарий расположена область, управляющая двигательной активностью человека. Она связана со всеми участками коры, в том числе с корковыми кон­цами всех анализаторов. Эта связь обеспечивает то, что возбуж­дение, возникшее в каком-либо участке коры, имеет возмож­ность достигнуть двигательной области и вызвать в ней анало­гичный процесс. Информация из анализатора, пришедшая в двигательную область, служит своеобразным пусковым меха­низмом двигательной реакции. Связь двигательной области коры с другими участками мозга — предпосылка сознательных движений и действий человека.

Воля имеет условно-рефлекторную природу. На основе вре­менной нервной связи складываются и закрепляются самые раз­нообразные ассоциации и их системы, что в свою очередь со­здает условия целенаправленности поведения. Мозг непрерыв­но получает сведения о том, как и что выполняется в каждый данный момент. Эти данные немедленно включаются в уже вы­работанную программу действия. Если действия согласуются с заранее намеченной программой, то никаких изменений в те­чение действия не вносится. Если же поступают сведения, не соответствующие созданной в коре мозга программе, то изме­няется либо практическая деятельность, либо, предварительная программа. В основе этого процесса лежит деятельность функ­циональных систем психики и акцептора действия.

Рефлекторная природа волевой регуляции поведения пред­полагает создание в коре мозга очага оптимальной возбудимос­ти, который может быть вызван не только действующим в дан­ный момент раздражителем, но и образуется на основе ранее полученных воздействий. Существующий в коре очаг оптималь­ной возбудимости требует постоянного повышенного внимания к себе и снабжения его энергетическими ресурсами, которыми и управляет человек, достигая нужных ему целей:

Волевые действия представляют собой простой или сложный волевой акт, который имеет свою структуру и особенности и включает в себя: побуждение к совершению волевого действия, представление и осмысление цели действия, представление средств, необходимых для достижения намеченной цели, намерение осу­ществить данное действие и выполнение принятого решения.

1. Побуждение к совершению волевого действия. В роли побу­дительных сил конкретных волевых действий выступают опре­деленные потребности и мотивы человека. Они могут быть са­мыми различными. Но в любом случае заставляют активно ра­ботать мышление человека, принуждают его оценивать мотивацию будущего поведения, ставить перед собой опреде­ленные цели.

2. Представление и осмысление цели действия. В результате возникает борьба мотивов (т. е. процесс определения наиболее значимого стимула волевого действия), которая служит показа­телем способности человека устанавливать связи, понимать, выбирать желания, обусловленные нужными мотивами, и пре­вращать их в цель. С другой стороны, борьба мотивов показы­вает способности человека напрягаться, прилагать усилия, зас­тавляет задумываться об ответственности за последствия, свя­занные с достижением или недостижением поставленной цели, т. е. проявлять волю. В ходе борьбы мотивов оформляется цель деятельности, осмысливается ее основная специфика.

3.Представление средств, необходимых для достижения на­меченной цели. Обычно осмысливается не только цель волевого действия, но и средства и способы ее достижения, от правиль­ного использования которых зависит достижение конкретного результата.

4.Намерение осуществить данное действие. В ходе борьбы мотивов, осмысления цели деятельности и выбора способов ее достижения человек принимает решение. Сделать это — значит отграничить одно желание от других и таким образом создать идеальный образ цели. Но чтобы принять решение, нужно и мобилизовать себя на его выполнение. Для этого требуется волевое усилие. Оно характеризуется количеством энергии, зат­раченной на выполнение целенаправленного действия или удер­жание от него. Первоначально же свои волевые усилия человек должен осознать и решиться на них.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Материнское отношение к ребенку-аутисту в зависимости от наличия в семье здорового сибса
Обследовано 50 матерей (в возрасте от 24 до 49 лет) детей с ранним детским аутизмом (РДА) в возрасте от 4 до 14 лет, посещающих специальную группу по коррекции РДА при Институте коррекционной педагогики РАО. Все обследованные матери были ...

Совершенствование пространственно-предметного компонента среды
Пространственно-предметный компонент характеризуется связанностью его функциональных зон, гибкостью, индивидуальностью и автономностью. Для совершенствования пространственно – предметного компонента создаются: - профессионального самооп ...

Трудности в младшем школьном возрасте
Почему неуспевающие дети - это вечная проблема школы? Педагоги-ученые основную причину неуспеваемости, прежде всего в несовершенстве методов преподавания. С этим нельзя не согласиться. Опыт работы педагогов-новаторов В.Н. Шаталова, С.Н. Л ...