Сущность воображения
Страница 1

Воображение — это психический познавательный процесс со­здания новых представлений на основе имеющегося опыта, т. е. процесс преобразующего отражения действительности. Человек может представлять себе окружающий мир в несколько ошибоч­ном плане и даже искаженно (например, наделяя его мифичес­кими существами, создавая и развивая различные религиозные верования и т. п.). Такое искаженное представление мира неред­ко приобретает черты твердых понятий и убеждений, которые с трудом поддаются исправлению. Но в целом при правильной опоре на данные прошлого опыта воображение является для че­ловека могучим средством познания мира и его перестройки.

В целом воображение представляет собой изменение и пре­образование человеком своих представлений на основе:

♦вычленения из целостного образа предмета какого-либо его элемента или свойства (таково, например, представление одной формы каменного орудия как пригодной для реза­ния, другой — как колющей; представление о величине палки как средстве удлинить руку);

♦изменения величины, размеров объектов в сторону преуве­личения (гипербола) или преуменьшения ее по сравнению с действительными и создание таким путем всевозможных фантастических образов (великанов, гномов и т. д.);

♦ соединения в своем воображении вычлененных из разных объектов их частей или элементов и создание таким путем мысленного образа, представления нового, не су­ществовавшего ранее в природе предмета (сфинкс у древ­ них египтян, человеко-бык у ассирийцев, кентавр у древних греков);

♦ конструирования предмета в связи сего назначением, на­пример копья; мысленное наделение этого орудия свой­ствами поражения цели издалека (метание) или вблизи (на­несение удара, мощного укола) и в связи с этим придание особой формы каждому из этих орудий (легкий дротик и тяжелое копье);

♦ мысленного усиления какого-либо свойства или качества, придание этому свойству несоразмерно большего или осо­бого значения в характеристике объекта (хитрость у лисы, трусость у зайца);

♦переноса этого свойства на другие объекты (вождь племе­ни хитер как лиса; враги трусливы как зайцы);

мысленного ослабления какого-либо свойства или качества предмета, в своей сильной степени приводящее к построе­нию контрастного образа, наделенного свойствами, пря мо противоположными исходному (многие персонажи на­родного эпоса, сказок); ♦ создания нового образа в результате обобщения черт, на­блюдавшихся у ряда сходных объектов (типизация образа в художественной литературе; например, литературные ге­рои Онегин, Печорин, Обломов, Самгин, Корчагин и др. наделены чертами, типичными для той эпохи, того класса, выразителями которых они являются). Физиологическую основу воображения составляют остаточ­ные (следовые) процессы возбуждения и торможения, ирради­ации и концентрации, положительной и отрицательной индук­ции, анализа и синтеза в корковых отделах различных анализа­торов. В итоге этой сложной нервной деятельности и возникают новые, не имевшие места в реальном процессе восприятия, со­четания образовавшихся в прошлом опыте временных связей, составляющие базу образов воображения.

Учитывая особенности и причины возникновения, различа­ют несколько видов воображения.

1. Непроизвольное (пассивное, непреднамеренное) воображе­ние — это создание новых образов без каких-либо внешних по­будителей. Оно заключается в возникновении и комбиниро­вании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаб­лении сознательного контроля с его стороны за течением сво­их представлений. Наиболее ярко оно выступает в сновидени­ях или в полусонном, дремотном состоянии, когда представ­ления возникают самопроизвольно, сменяются, соединяются и изменяются сами по себе, принимая иногда самые фантас­тические формы.

2. Произвольное (активное, преднамеренное) воображение — создание новых образов с помощью волевых усилий. Оно пред­ставляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде дея­тельности.

Мечта — это образ желаемого будущего. В своих мечтах люди рисуют яркие картины этого будущего в самых различ­ных областях своей деятельности: мечтают о будущих межпла­нетных и звездных перелетах, строят в своем воображении не­обходимые для этого космические корабли, оснащают их пока еще не созданными сложными приборами и двигателями, представляют себе реальную обстановку и условия этих полетов; мечтают об открытиях и способах применения новых видов энергии, об изобретении еще невиданных мощных машин, ко­торые навсегда освободят человека от тяжелого физического труда; о научных открытиях, призванных дать человеку неисся­каемую власть над силами природы; о создании замечательных произведений искусства, способных облагородить человека; о переустройстве человеческого общества на справедливой соци­альной основе, об уничтожении на земле нищеты, имуществен­ного неравенства, всяких форм эксплуатации человека челове­ком и т. д. и т. п.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Апробация системы работы по снижению школьной тревожности детей младшего школьного возраста
Для апробации системы работы по снижению школьной тревожности детей младшего школьного возраста я взяла за основу трёх мальчиков и трёх девочек, у которых при проведении констатирующего эксперимента были замечены проявления тревожности в ...

Формы суицидальной активности
1. Суицидальные мысли; 2. Суицидальные тенденции; 3. Суицидальная готовность; 4. Суицидальные попытки; 5. Завершенный суицид. [29] Из-за того что С.А. изучалась первоначально в суицидологии, на эту активность следует обратить должное ...

Развитие сплоченности студенческого коллектива
Развитость коллектива можно проанализировать относительно показателей развитости коллектива[9]: 1. мобильность при выполнении коллективных дел, стремление к решению творческих задач и активное участие каждого в их решении; 2. дружеские ...