Сущность воображения
Страница 1

Воображение — это психический познавательный процесс со­здания новых представлений на основе имеющегося опыта, т. е. процесс преобразующего отражения действительности. Человек может представлять себе окружающий мир в несколько ошибоч­ном плане и даже искаженно (например, наделяя его мифичес­кими существами, создавая и развивая различные религиозные верования и т. п.). Такое искаженное представление мира неред­ко приобретает черты твердых понятий и убеждений, которые с трудом поддаются исправлению. Но в целом при правильной опоре на данные прошлого опыта воображение является для че­ловека могучим средством познания мира и его перестройки.

В целом воображение представляет собой изменение и пре­образование человеком своих представлений на основе:

♦вычленения из целостного образа предмета какого-либо его элемента или свойства (таково, например, представление одной формы каменного орудия как пригодной для реза­ния, другой — как колющей; представление о величине палки как средстве удлинить руку);

♦изменения величины, размеров объектов в сторону преуве­личения (гипербола) или преуменьшения ее по сравнению с действительными и создание таким путем всевозможных фантастических образов (великанов, гномов и т. д.);

♦ соединения в своем воображении вычлененных из разных объектов их частей или элементов и создание таким путем мысленного образа, представления нового, не су­ществовавшего ранее в природе предмета (сфинкс у древ­ них египтян, человеко-бык у ассирийцев, кентавр у древних греков);

♦ конструирования предмета в связи сего назначением, на­пример копья; мысленное наделение этого орудия свой­ствами поражения цели издалека (метание) или вблизи (на­несение удара, мощного укола) и в связи с этим придание особой формы каждому из этих орудий (легкий дротик и тяжелое копье);

♦ мысленного усиления какого-либо свойства или качества, придание этому свойству несоразмерно большего или осо­бого значения в характеристике объекта (хитрость у лисы, трусость у зайца);

♦переноса этого свойства на другие объекты (вождь племе­ни хитер как лиса; враги трусливы как зайцы);

мысленного ослабления какого-либо свойства или качества предмета, в своей сильной степени приводящее к построе­нию контрастного образа, наделенного свойствами, пря мо противоположными исходному (многие персонажи на­родного эпоса, сказок); ♦ создания нового образа в результате обобщения черт, на­блюдавшихся у ряда сходных объектов (типизация образа в художественной литературе; например, литературные ге­рои Онегин, Печорин, Обломов, Самгин, Корчагин и др. наделены чертами, типичными для той эпохи, того класса, выразителями которых они являются). Физиологическую основу воображения составляют остаточ­ные (следовые) процессы возбуждения и торможения, ирради­ации и концентрации, положительной и отрицательной индук­ции, анализа и синтеза в корковых отделах различных анализа­торов. В итоге этой сложной нервной деятельности и возникают новые, не имевшие места в реальном процессе восприятия, со­четания образовавшихся в прошлом опыте временных связей, составляющие базу образов воображения.

Учитывая особенности и причины возникновения, различа­ют несколько видов воображения.

1. Непроизвольное (пассивное, непреднамеренное) воображе­ние — это создание новых образов без каких-либо внешних по­будителей. Оно заключается в возникновении и комбиниро­вании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаб­лении сознательного контроля с его стороны за течением сво­их представлений. Наиболее ярко оно выступает в сновидени­ях или в полусонном, дремотном состоянии, когда представ­ления возникают самопроизвольно, сменяются, соединяются и изменяются сами по себе, принимая иногда самые фантас­тические формы.

2. Произвольное (активное, преднамеренное) воображение — создание новых образов с помощью волевых усилий. Оно пред­ставляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде дея­тельности.

Мечта — это образ желаемого будущего. В своих мечтах люди рисуют яркие картины этого будущего в самых различ­ных областях своей деятельности: мечтают о будущих межпла­нетных и звездных перелетах, строят в своем воображении не­обходимые для этого космические корабли, оснащают их пока еще не созданными сложными приборами и двигателями, представляют себе реальную обстановку и условия этих полетов; мечтают об открытиях и способах применения новых видов энергии, об изобретении еще невиданных мощных машин, ко­торые навсегда освободят человека от тяжелого физического труда; о научных открытиях, призванных дать человеку неисся­каемую власть над силами природы; о создании замечательных произведений искусства, способных облагородить человека; о переустройстве человеческого общества на справедливой соци­альной основе, об уничтожении на земле нищеты, имуществен­ного неравенства, всяких форм эксплуатации человека челове­ком и т. д. и т. п.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Конструирование системы работы по снижению школьной тревожности детей младшего школьного возраста.
Работа по снижению тревожности школьников предполагает несколько взаимосвязанных направлений. Психологическое просвещение родителей. Данное направление работы включает три блока. Первый блок предполагает рассмотрение следующих вопросов: ...

Анализ уровня психологической готовности испытуемых экспериментальной и контрольной групп
Таблица 4 Результаты проведенного теста «Мотивационной готовности» Экспериментальная группа Контрольная группа высокий уровень средний уровень низкий уровень высокий уровень средний уровень низкий уровень ...

Характеристика различных видов игр дошкольников
В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх, - игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. Возра ...