Особенности межличностных отношений в педагогическом общении
Страница 2

Материалы » Изучение межличностных отношений будущих специалистов–педагогов в период обучения » Особенности межличностных отношений в педагогическом общении

Разрушение таких связей и подмена их другими при использовании манипулятивных средств неизбежны.

В манипулятивном процессе партнер по общению воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных, "нужных" манипулятору, свойств и качеств. Так, неважно, насколько добр этот человек, важно, что его доброту можно использовать.

Однако, человек, который выбрал для себя именно этот тип отношений к другим, в результате сам часто становится жертвой собственных манипуляций. Самого себя он также начинает воспринимать фрагментарно, переходит на стереотипные формы поведения, руководствуется ложными мотивами и целями.

Сравнение императивного и манипулятивного типов общения, позволяет выявить их глубокое внутреннее сходство. Объединив их вместе, можно охарактеризовать их как различные виды монологического общения. Человек, рассматривая другого как объект своего воздействия, по сути, общается сам с собой, со своими целями и задачами, не видя истинного собеседника, игнорируя его. Ухтомский А.А. сказал, что человек видит вокруг себя не людей, а своих "двойников".

В качестве альтернативы такому типу отношений между людьми, может быть рассмотрено диалогическое общение.

Диалог - это равноправное субъект-субъектное общение, цель которого взаимное познание, самопознание и самораскрытие партнеров по общению.

Диалог возможен лишь при соблюдении следующих правил взаимоотношений:

1.Психологический настрой на актуальное состояние собеседника и собственное активное психическое состояние. Речь здесь идет об общении по принципу "здесь и сейчас", с учетом тех чувств, желаний и физического состояния, которые партнеры испытывают в данный момент.

2.Безоценочное восприятие личности партнера, априорное доверие к его намерениям.

3.Восприятие партнера как равного, имеющего право на собственное мнение и собственное решение.

4.Содержанием общения должны являться не прописные истины и догмы, а проблемы и нерешенные вопросы.

5.Персонификация общения – разговор от своего имени, без ссылки на мнение других и авторитеты, презентация своих истинных чувств и желаний.

Диалогическое (гуманистическое) общение позволяет достичь большой глубины взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия для глубокого взаимного обогащения.

Мы полагаем, что в педагогическом общении лучше всего использовать диалог, добавляя в разумных количествах манипуляцию. Тогда образовательный процесс станет наиболее эффективным.

Как известно, проявления человека в межличностном общении зависит от особенностей его психологического развития, его личных психологических свойств, а в частности от темперамента – проявлений типа нервной деятельности человека в поведении.

Темперамент сказывается на динамике протекания эмоциональных, мысленных и волевых процессов. Т. е. Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду динамические особенности целостного поведения личности. Под темпераментом И.П. Павлов понимал индивидуальные особенности поведения, или, как он говорил, «его основные черты».

Выделяют четыре типа темперамента:

1. Холерический темперамент – это явно боевой тип, задорный, легко и скоро раздражающийся и эмоционально реактивный. Для холериков характерны цикличность в деятельности и переживаниях. Они со всей страстью готовы отдаваться делу, увлечься им, ощущая прилив сил, могут преодолеть любые трудности на пути к цели, но когда силы закончились, интерес угасает. Такая цикличность есть одно из следствий неуравновешенности их нервной деятельности. Воля холерика напориста, но проявляется порывами, он отличается также повышенной раздражительностью и эмоциональной реактивностью. Он вспыльчив, резок в отношениях, прямолинеен, способен доводить деятельность до большого напряжения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме:

Пространственно-предметный компонент как основа развития среды. Основные типы развития пространственно-предметного компоненты среды
Образовательная среда – это совокупность всех субъектов, отношений между субъектами, условий, процессов обеспечивающих достижение поставленных целей. Каждому типу образовательной среды соответствует особая организация: пространственно-п ...

Методика на основе 16 факторного опросника Кеттела, опросника Айзенка и методики Смекала и Кучера
Опросник Кеттела Перед началом опроса испытуемому дают специальный бланк, на котором он должен делать определенные пометки, по мере прочтения. Предварительно да­ется соответствующая инструкция, содержащая информацию о том, что должен дел ...

Исследование базисных компонентов личности. Базисные компоненты личности
Рассматривая проблему исследования базисных компонентов личности, следует отметить, что в настоящее время существуют разнообразные представления о личности. Наиболее теоретически обоснованным подходом к личности и методу ее анализа остает ...