Особенности подросткового возраста в связи с суицидальной активностью
Страница 1

Материалы » Взаимосвязъ детско-родительских отношений и суицидальной актвности у подростков » Особенности подросткового возраста в связи с суицидальной активностью

Подростковый возраст начинается примерно в 12–14 до 17–18. Основная грань личности, на которую опирается данный период, является формирование чувства идентичности (Эриксон, Вагин, и т. д.). Также данный возраст, с психологической точки зрения, объясняется как «период взросления, характеризующийся интенсивными психологическими и физическими изменениями: половым созреванием и развитием, бурной физиологической перестройкой организма» [11].

Данная возрастная группа ставит перед собой цели, основанные на трех элементах внутренней части индивида: первая – «это процесс отождествления себя с другим индивидом или группой, принятия существующих внешних норм, ценностей, стилей поведения как «своих»», вторая – это возможность переноса своих чувств, желаний, фантазий, черт на другого человека – и как бы продолжение себя в другом», третья – «под идентификацией понимают процесс постановки субъектом себя на место другого с целью моделирования смыслового поля другого, взаимопонимания и взаимообщения» [29, с. 59–60].

В этом периоде кризис идентичности становится актуальной проблемой личности. Если раньше данный факт рассматривался косвенно и не так ярко, то в подростковом возрасте, в связи с «физиологической революцией» и другими внутренними изменениями, в коллективе происходит смена ролей, что часто приводит к спутанности идентичности. Личность пытается осознать свое место в мире, отыскать свое место в обществе, значимость своей индивидуальности, и в данном периоде подросток обращен на себя в большей степени, чем на внешнюю среду, поэтому относится отрицательно к нормам и стандартом.

Желания взрослых помочь подростку в этих проблемах (либо других целях) порождает жесткое навязывание неприемлемых для него ролей. Результатом является яростный протест, сопротивление со всплесками агрессивного поведения (которое в свою очередь вполне легко может обратиться против самого подростка).

Симптомами неудачной идентификации являются: Побеги из школы, бродяжничество, делинквентное, аддиктивное и суицидальное поведение.

На данном этапе развития индивида не стоит забывать и факт эмоциональной сферы подростка. Ведь данная личностная характеристика имеет свойство к «самоподкреплению» у подростков. Это значит, что они неосознанно желают сохранить ту или иную позитивную либо негативную эмоцию, что в итоге придает подростковому возрасту особую ригидность эмоциональной сферы (негибкость, косность, инертность, тенденция к самоподдержанию). Подросток, под влиянием «самоподкрепления» эмоций, может «купаться» в собственных эмоциях печали, гнева, чувстве вины, горя. «Эти переживания могут вызвать у него удовольствие, а избавление от отрицательных эмоций может стать неприятным и даже вызвать отвержение» [11].

Абрамова Г.С. Утверждает, что настоящая дружба (будет называться далее дружба), а именно встречи с настоящим другом могут дать человеку вопрос о сущности его жизни, «о цели существования» [1, с. 513]. Пока человек ощущает такую дружбу, понимание со стороны, принятия таким как есть без критики в ущерб, нотаций, учений, он не теряет своей идентификации, своего Я, и с готовностью и теплом отдает такой же энергетический заряд своему настоящему другу. По Э. Берн изучая отношения настоящих друзей выделил три составляющие, которые могут определить настоящую дружбу. Так, друзья не могут быть друг другу «родителями», они могут быть либо оба взрослыми (или ребенка), либо взрослый и ребенком (или ребенок-взрослый). Друзья могут проявлять сочувствие и заботу (свойственному родительскому эго-состоянию), но, не разрушая дружбу. Однако когда сочувствия и заботы не просят, это нельзя назвать дружбой. Однако сложно определить какой-то определенный тип отношений, т. к. люди разные и впоследствии отношения таковы. Простое присутствие друга все же не делает дружбу настоящей дружбой. Только встречи несут реальный экзистенциональный смысл. «Во встречах всегда заложена готовность к продолжению, к возобновлению, если же с ней не связано это переживание, то, значит, дружбе пришел конец» [1, с. 513].

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Методы психодиагностики младших школьников на уроке
Применяя различные методические средства, психолог получает всё более и более точную картину индивидуальных особенностей человека в той мере, в какой это необходимо для выявления и психологической оценки решающего фактора развития. В рабо ...

Особенности развития внимания
Оба вида внимания (произвольное и непроизвольное) в младшем школьном возрасте нуждаются в развитии, и здесь учителю необходимо много поработать. Внимание развивается в упражнениях. Исходя из особенностей внимания учащихся начальных класс ...

Понятие творчества. Понятие и природа творчества
Одно из самых распространенных определений творчества — определение по продукту или результату. Творчеством в этом случае признается все, что приводит к созданию нового. Известный итальянский физик, посвятивший ряд своих работ психологии ...