Заключение
1. В процессе исследования осуществлен системный анализ понятий "музыкальное восприятие", "восприятие музыкальных произведений", "художественный символ" с их содержанием и взаимовлиянием.
2. Определены особенности музыкального восприятия - это
предметность, целостность, структурность, константность и осмысленность.
3. Проанализированы различные подходы к структуре музыкального восприятии в психологических исследованиях: интонационный, структурный, с точки зрения музыкальной формы, художественного образа, "музыкального языка", информационный, личностный.
4. На основе анализа психолого-педагогической литературы определена структура восприятия музыкального произведения:
· Эмоциональное переживание;
· Восприятие знаково-символических средств в музыке;
· Связь музыкальных и речевых интонаций;
· Пространственно-исторические компоненты;
· Жизненный опыт;
· Адекватность восприятия.
5. Определено, что компоненты структуры восприятия музыкального произведения имеют личностную направленность и создают в сознании воспринимающего человека целостный смысловой образ данного произведения.
6. Выявлено, что смысловой модификацией художественного образа произведения искусства является художественный символ, следовательно, понимание художественных символов оказывает влияние на адекватность восприятия музыкального произведения.
7. Путем исследования философской, музыковедческой и психологической литературы, а также анкетирования студентов старших курсов музыкального отделения установлено, что в понимании художественных символов имеет место личностный компонент. Этот фактор оказывает влияние на индивидуальные особенности восприятия музыкального произведения каждым человеком.
8. Из личного опыта, а также по результатам педагогической практики и на основе анкетирования сделаны выводы о целесообразности введения изучения музыкальных символов в рамках школьной программы по музыке, поскольку их понимание положительно влияет на восприятие смыслового содержания музыкального образа.
9. Полученные данные исследования позволили сформулировать общий вывод о том, что восприятие музыкального произведения происходит в процессе познания и личной трактовки значения символов и на этой основе восприятия целостности художественного образа музыкального произведения.
Другое по теме:
Конструирование системы работы по снижению школьной тревожности детей
младшего школьного возраста.
Работа по снижению тревожности школьников предполагает несколько взаимосвязанных направлений.
Психологическое просвещение родителей. Данное направление работы включает три блока. Первый блок предполагает рассмотрение следующих вопросов: ...
Воспитание и потребность смысла жизни
Большие проблемы возникают в общении с ребенком, если воспитание стало единственной деятельностью, реализующей потребность смысла жизни. Потребность смысла жизни, проанализированная польским психологом К. Обуховским, характеризует поведен ...
K3
– физическое состояние организма
Не так уж плохо, когда мужу от жены надо только одно, плохо, когда ему уже ничего не надо.
Каждый, наверное, не раз замечал, что его чувства весьма переменчивы. Они зависят даже от таких причин как состояние погоды и вкус съеденной пищи. ...
