Исследование и анализ стилей семейного воспитания и их влияния на развитие детей
Страница 3

Стили семейного воспитания » Исследование и анализ стилей семейного воспитания и их влияния на развитие детей

В ходе наблюдения за детьми, а также при анализе рисуночного теста нами было выявлено, что дети из семей с попустительским типом воспитания ведут себя несколько испуганно, скованно. Возникает такое ощущение, что они не ждут от взрослых ничего хорошего. А тем более помня, что в основном это были дети из алкогольных семей и один ребенок из неполной, то можно сказать, что по отношению к взрослым они ведут себя настороженно. В ходе беседы с учителями из школы было отмечено, что эти дети хуже всех учатся, у них затруднительные отношения со сверстниками. Поскольку в семье им не хватает внимания, то они ищут его на стороне, и, как правило, используя неэффективные способы. Это и внезапные вспышки гнева, обзывания. Один мальчик может встать прямо на уроке и пройтись по классу. Либо он ведет себя как клоун, постоянно громко смеется, говорит разные глупости и, причем это происходит в учебное время, когда необходимо соблюдать дисциплину.

В ходе наблюдения за совместной деятельностью детей и родителей нами также были определены 4 семьи, в которых прослеживалось авторитарное воспитание. Это отмечалось в том, что родители по ходу рисования детьми рисунков постоянно говорили, что нужно нарисовать. Если у ребенка не получалось - впадали в раздражение и постоянно диктовали что и как нужно сделать. Так, например, мама одной девочки постоянно показывала кого и как нужно нарисовать, какой цвет выбрать. Если у ребенка не получалось, то мама очень сердилась и пыталась сделать это сама.

И только в двух семьях из обследуемых рисунки детей были относительно благоприятные. Дети рисовали себя и членов своей семьи единенными, взявшимися за руки. Родители таких детей, в ходе выполнения совместной работы старались не навязывать свою точку зрения, но и не вели себя отстраненно. Постоянно подбадривали своих детей и в конце выполнения задания похвалили за старательность и успешность выполнения работы.

Далее для изучения типов межличностных отношений родителей с детьми использовали тест опросник родительского отношения к детям Л Я. Варга и В.В. Столина. Текст опросника состоит из 61 утверждения. Метод тестирования проведен на основе письменного самоотчета родителей в специальных бланках для регистрации ответов

Перед заполнением теста- опросника родителям давалась подробная инструкция о порядке и правилах работы ( см. приложение).

Анализ полученных в исследовании результатов позволил нам выявить типы родительского отношения к детям. В большинстве случаев ребенок в семье представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родители его либо эмоционально отвергают, либо начинают авторитарно следить за социальными достижениями ребенка и требовать от него успеха. Социально желательное отношение родителей к своему ребенку выявлено только в двух семьях.

Более подробно, в процентном соотношении, типы родительских отношений к детям мы рассмотрели в следующей таблице.

Типы отношений

Матери (10 чел)

Отцы (8 чел)

Отвержение ребенка

40%

20%

Социально- желательный образ

30%

20%

Симбиоз с ребенком

10%

0

Авторитарная гиперсоциализация

40%

40%

Инфантилизация ребенка

10%

10%

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Развитие чувств
Новые грани чувств ребенка младшего школьного возраста развиваются, прежде всего, внутри учебной деятельности и по поводу учебной деятельности. Конечно, все те чувства, которые появились у него в дошкольном возрасте, продолжают оставаться ...

Когнитивные и аффективные критерии этнической идентичности
Этническая идентичность — составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности. В психологии этническая идентичность рассматрив ...

Методика на основе 16 факторного опросника Кеттела, опросника Айзенка и методики Смекала и Кучера
Опросник Кеттела Перед началом опроса испытуемому дают специальный бланк, на котором он должен делать определенные пометки, по мере прочтения. Предварительно да­ется соответствующая инструкция, содержащая информацию о том, что должен дел ...