Опытно- экспериментальное изучение стилей семейного воспитания и их влияния на развитие детей. Определение методик изучения стилей воспитания и взаимоотношений в семье
Страница 3

Стили семейного воспитания » Опытно- экспериментальное изучение стилей семейного воспитания и их влияния на развитие детей. Определение методик изучения стилей воспитания и взаимоотношений в семье

- Переменные, характеризующие самого ребенка и проявляющиеся в различных отношениях: общительность, отгороженность, стремление к доминированию, социальная адекватность поведения (см. приложение).

Из проективных методик выделяют Тест «Рисунок семьи», целью которого также является выявление особенностей внутрисемейных отношений. Данный тест доступен детям даже с невысоким интеллектом.

На основе выполнения изображения, ответов на вопросы оценивается особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье. Так, принято считать, что отсутствие кого- то из членов семьи на рисунке или оттягивание времени их изображения- один из симптомов и признак конфликтных семейных взаимоотношений, психического дискомфорта ребенка в семье. С другой стороны, если ребенок переживает эмоциональное благополучие в семье, то он будет рисовать полную семью (более подробное описание теста см. в приложении)

Здесь ребенку предлагается инструкция: «Нарисуй свою семью», при этом не рекомендуется объяснять, что означает слово «семья». При тестировании отмечается следующее: последовательность рисования деталей, паузы более 15 сек., стирание деталей, спонтанные комментарии ребенка; эмоциональные реакции и их связь с изображенным содержанием. После выполнения необходимо получить дополнительную информацию и ребенку предлагается ответить на следующие вопросы:

- Скажи, кто тут нарисован?

- Где они находятся?

- Что они делают? Кто это придумал?

- Им весело или скучно? Почему?

- Кто из нарисованных людей самый счастливый?

- Кто из них самый несчастный? Почему?

Последние два вопроса провоцируют ребенка на открытое обсуждение чувств, что не каждый ребенок склонен делать. При опросе главным образом выясняется смысл нарисованного ребенком чувства: к отдельным членам семьи, почему ребенок не нарисовал кого- нибудь из членов семьи. При проведении методики следует избегать прямых вопросов. Часто продуктивными оказываются проективные вопросы ( например, «Если бы вместо птички был нарисован человек, то кто бы это был?, «Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?» и т.п.)

На основании изображения можно определить особенности внутрисемейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка в семье. [13 ]

Таким образом, в этой части работы были рассмотрены основные методы диагностики внутрисемейных отношений. Для исследования нами были взяты тест «Рисунок семьи», и Тест – опросник родительского отношения А.Я. Варги и В.В. Столина. Результаты исследования мы рассмотрим в следующей части нашей работы.

Страницы: 1 2 3 

Другое по теме:

Психологические особенности межличностной сферы руководителя
Межличностные отношения являются одной из сторон межличностного общения, отражая его содержательную наполненность, интенсивность, длительность. Понятие «межличностные отношения» призвано внести новый смысл и дополнительные оттенки в описа ...

Исследование психологической совместимости супругов, ее влияние на уровень удовлетворенности браком. База и методы исследования
Исследование проводилось среди семейных пар Иркутска и Ангарска. В нашем исследовании приняли участие 17 семейных пар (17 мужчин и 17 женщин в возрасте от 17 до 74 лет), стаж совместной жизни которых составил от 2 лет до 51 года. Для оце ...

P2 – потребность в эмоциональном общении
Горе, разделенное на двоих – половина горя. Радость, разделенная на двоих – двойная радость. Посмотрите внимательно вокруг, и вы увидите, как много красивых, ухоженных, предприимчивых и состоятельных мужчин и женщин не могут найти себе п ...