Опытно- экспериментальное изучение стилей семейного воспитания и их влияния на развитие детей. Определение методик изучения стилей воспитания и взаимоотношений в семье
Страница 3

Стили семейного воспитания » Опытно- экспериментальное изучение стилей семейного воспитания и их влияния на развитие детей. Определение методик изучения стилей воспитания и взаимоотношений в семье

- Переменные, характеризующие самого ребенка и проявляющиеся в различных отношениях: общительность, отгороженность, стремление к доминированию, социальная адекватность поведения (см. приложение).

Из проективных методик выделяют Тест «Рисунок семьи», целью которого также является выявление особенностей внутрисемейных отношений. Данный тест доступен детям даже с невысоким интеллектом.

На основе выполнения изображения, ответов на вопросы оценивается особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье. Так, принято считать, что отсутствие кого- то из членов семьи на рисунке или оттягивание времени их изображения- один из симптомов и признак конфликтных семейных взаимоотношений, психического дискомфорта ребенка в семье. С другой стороны, если ребенок переживает эмоциональное благополучие в семье, то он будет рисовать полную семью (более подробное описание теста см. в приложении)

Здесь ребенку предлагается инструкция: «Нарисуй свою семью», при этом не рекомендуется объяснять, что означает слово «семья». При тестировании отмечается следующее: последовательность рисования деталей, паузы более 15 сек., стирание деталей, спонтанные комментарии ребенка; эмоциональные реакции и их связь с изображенным содержанием. После выполнения необходимо получить дополнительную информацию и ребенку предлагается ответить на следующие вопросы:

- Скажи, кто тут нарисован?

- Где они находятся?

- Что они делают? Кто это придумал?

- Им весело или скучно? Почему?

- Кто из нарисованных людей самый счастливый?

- Кто из них самый несчастный? Почему?

Последние два вопроса провоцируют ребенка на открытое обсуждение чувств, что не каждый ребенок склонен делать. При опросе главным образом выясняется смысл нарисованного ребенком чувства: к отдельным членам семьи, почему ребенок не нарисовал кого- нибудь из членов семьи. При проведении методики следует избегать прямых вопросов. Часто продуктивными оказываются проективные вопросы ( например, «Если бы вместо птички был нарисован человек, то кто бы это был?, «Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?» и т.п.)

На основании изображения можно определить особенности внутрисемейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка в семье. [13 ]

Таким образом, в этой части работы были рассмотрены основные методы диагностики внутрисемейных отношений. Для исследования нами были взяты тест «Рисунок семьи», и Тест – опросник родительского отношения А.Я. Варги и В.В. Столина. Результаты исследования мы рассмотрим в следующей части нашей работы.

Страницы: 1 2 3 

Другое по теме:

Возрастные особенности памяти
С момента рождения у человека существует способность к непосредственному запечатлению образов. Именно потому память детей характеризуется легкостью запоминания любых воспринимаемых впечатлений. На этом основании считалось, что память ребе ...

Факторы, влияющие на развитие детской одаренности
Детский возраст имеет наибольшее значение для развития способностей и одаренности. Существует качественное своеобразие детских особенностей. Это связано с их иной душевной организацией: необычайная чуткость к образным впечатлениям, богат ...

Общие сведения об Иоанне Дамаскине и его основных трудах. Краткие биографические сведения о жизни Иоанна Дамаскина
О жизни Иоанна Дамаскина известно очень мало[39]. Родился он около 680 года[40] (по некоторым источникам около 675[41] или даже в начале VIII века) в столице Сирии Дамаске. Он был родом из христианской семьи, жившей в оккупированном мусул ...