Опытно- экспериментальное изучение стилей семейного воспитания и их влияния
на развитие детей. Определение методик изучения стилей
воспитания и взаимоотношений в семьеСтраница 2
3. «Симбиоз» - шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательна эта тенденция описывается так- родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, т.к. по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.
4. «Авторитарная гиперсоциализация»- отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.
5. «Маленький неудачник»- отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия. (Описание методики см. в приложении)
Еще одна методика PARI предназначена для изучения отношений родителей к разным сторонам семейной жизни. Авторы методики Е.С. Шеффер и Р.К. Белл. В методике выделяется 23 аспекта – признака, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Из них 8 признаков описывают отношение к семейной роли и 15 касаются родительско- детских отношений. Эти признаков делятся на следующие 3 группы: 1- оптимальный эмоциональный контакт, 2- излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, 3- излишняя концентрация на ребенке.
Кроме этого для исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений предназначена детская проективная методика Рене Жиля. Цель методики состоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими.
Методика является визуально- вербальной, состоит из 42 картинок с изображением детей и детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность – выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми.
Перед началом работы с методикой ребенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребенок рассматривает рисунки, слушает или читает вопросы и отвечает.
Простота и схематичность, отличающие методику Рене Жиля от других проективных методик, не только делают ее более легкой для испытуемого- ребенка, но и дают возможность относительно большей ее формализации и квантификации.
Психологический материал, характеризующий систему личностных отношений ребенка, можно разделить на две большие группы переменных:
- Переменные, характеризующие конкретно- личностные отношения ребенка: отношение к семейному окружению, отношению к другу, к авторитетному взрослому и пр.
Другое по теме:
Психология управления.
Глубокие изменения в обществе на рубеже 20 и 21 веков обусловили интерес к социальному знанию, внимание к проблемам взаимосвязи общества и личности, руководителя и подчиненного. Среди дисциплин, изучающих общество и общественные отношения ...
Принципы
управления конфликтами и способы выхода из конфликтов
Управление конфликтами должно строиться на принципе компетентности и принципе сотрудничества и компромисса. [3 c. 44 -50]
Принцип компетентности. Данный принцип предполагает, что вмешательство в естественный ход развития конфликта должны ...
Произвольность и свободный выбор как сущностные свойства разума
Обсуждая проблему желательных сил (на наш взгляд это понятие Дамаскина очень близко понятию мотивации современной психологии), Иоанн Дамаскин исходит из следующего понимания природы человека, отражающего взгляд христианской философии. Чел ...