Практическое применение системы психолого-педагогической характеристики дошкольников
Страница 3

Материалы » Психолого-педагогический статус старшего дошкольника » Практическое применение системы психолого-педагогической характеристики дошкольников

Занятия проводились по различным пособиям, посвященным обучению чтению («Учись читать», «Веселая азбука для малышей», «Звукарик» и др.). На первом этапе внимание было направлено на изучение алфавита, звуков, соответствующих разным буквам, и развитию фонематического слуха. Затем ребенок изучал слоги и способы их составления. Для этого использовался набор кубиков с наклейками-буквами и карточки со слогами.

Для развития речи проводились пальчиковые игры,

предложенные Л.Савиной<5>. Все фигуры просты для выполнения, их регулярное повторение способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма. Упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершение – двумя руками вместе. Например, упражнение «Цветок»:

Набухай скорей, бутон,

Распусти цветок – пион!

Подушечки пальцев обеих рук сомкнуть, ладошки немного округлые. Получается «бутон». Нижние части ладоней прижать друг к другу, а пальцы широко раздвинуть по кругу и немного прогнуть. Получается большой, раскрытый «цветок».

Также использовались примеры пальчиковых игр, описанных А.Белой <5>, а именно «Выкладывание букв».

Выкладывание букв из различных материалов – серьезное занятие. Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действия по заданному образцу. Занятие можно разбить на несколько этапов. Сначала взрослый выкладывает или рисует на бумаге букву-образец и знакомит с ней ребенка. Затем малыш копирует букву из предложенного материала. Следующий этап – когда дошкольник с помощью взрослого простые слова, учится их читать. Для занятий можно использовать мозаику, семена, мелкие орешки, пуговицы, кусочки бумаги, веточки, счетные палочки, толстые нитки. Иногда ребенку предлагается самому находить материал для подобных заданий.

Интересны также различные игры с пластилином, с бумагой и со счетными палочками. Особое внимание хотелось бы уделить играм с карандашом, крупой, бусами и т.д. ребенку предлагается регулярно заниматься с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочередно пальцами обеих рук, стараясь при этом делать вращательные движения. Ребенка также учится перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней – шестигранный карандаш. Все это оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие.

Проведенные занятия, по утверждению родителей Маши и Асхата, были очень полезны для детей и помогли им при прохождении школьного собеседования. Таким образом описанные упражнения могут быть рекомендованы для подготовки детей к обучению и повышению их успешности в овладении учебной программой. Можно предположить, что это также послужит адаптации ребенка к школьной среде и облегчит вхождение в новую социальную роль – роль младшего школьника.

Страницы: 1 2 3 

Другое по теме:

Теоретические аспекты изучения отклоняющегося поведения подростков. Социально-психологические причины и факторы дезадаптации у подростков
Отклоняющееся поведение подростков нельзя назвать только психологической проблемой. Оно осмысливается как комплексная социальная проблема. Основные причины отклоняющегося поведения людей вообще и подростков, в частности, объясняют различн ...

Классификация стилей воспитания
Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. Психологами выделяется 3 стиля семейного воспитания: - демократический - авторитарный - попустительский При демократическом стиле, ...

Обзор смысловых концепций
Итак, мы выяснили, что в работе личности важную роль играет смысл. Рассмотрим подробнее, что подразумевают под термином «смысла» ученые-психологи и психотерапевты. Концепцию Н.А. Леонтьева иначе называют деятельностно-смысловой или конце ...