Психолого-педагогический статус дошкольника
Страница 2

Материалы » Психолого-педагогический статус старшего дошкольника » Психолого-педагогический статус дошкольника

Краткая характеристика готовности к обучению в школе

Не готов

Готов

Не умеет планировать и контролировать свои действия, низкая мобилизация учения (ориентация только на органы чувств), не умеет слушать другого человека и выполнять логические операции в форме понятий.

Умеет планировать и контролировать свои действия (стремится к этому), ориентируется на скрытые свойства предметов, на закономерности окружающего мира, умеет слушать другого человека и умеет (или стремится) выполнять логические операции в форме словесных понятий.

Диагностируя готовность ребенка к обучению в школе, надо прежде всего обратить внимание, как он играет, под­чиняется ли правилам игры, берет ли на себя роли и дол­го ли их удерживает, какая у него моторика, как проявля­ется его отношение к другим участникам игры. Для усво­ения научных понятий важно, чтобы ребенок понимал, что его точка зрения не единственна, он должен видеть в пред­мете его различные стороны, параметры, которые и состав­ляют содержание того или иного предмета науки.

Карта-характеристика готовности к обучению в школе (психолого-педагогический статус старшего дошкольника)

Параметры

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Психологическая и социальная готовность (произвольная беседа с ребенком)

1. желание учиться в школе

да

не знает

нет

2. учебная мотивация

осознает важность и необходимость учения

привлекает внеш-няя сторона учения

цели учения не осознаются

3. умение вести себя адекватно

легко вступает в контакт, правильно воспринимает си-туацию, ведет себя адекватно

контакт и общение затруднены

плохо вступает в контакт, плохо по-нимает ситуацию

4. отношения со взрослым

может обратиться с просьбой к взрос-лому, прислушива-ется к замечаниям, старается их выпол-нить

контакт со взрос-лыми затруднен

трудности в обще-нии со взрослыми, не реагирует на замечания

5. конфликтность

не провоцирует конфликты, не бьет первым

провоцирует конфликты

очень конфликтен

6. самоконтроль

поддерживает оп-рятный внешний вид, контролирует движения тела, свои эмоции

трудности с самоконтролем

не соблюдает принятые в группе правила поведения и общения

Параметры

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

7. организованность поведения

да

недостаточно

нет

Развитие школьно-значимых психофизиологических функций*

8. фонематический слух

говорит без оши-бок, понимает сложные речевые конструкции

есть нарушения в звукопроизношении (обследование лого-педа)

косноязычие (логопедические коррекционные занятия)

9. мелкие мышцы рук

легко переписы-вает, копирует не-знакомый текст

скопированный текст может прочи-тать, но его написа-ние вызывает серь-езные трудности

не может скопи-ровать текст

10. пространствен-ная ориентация, координация движений

подвижен, ловок

недостаточно ловок

неуклюж

11. координация в системе глаз - рука

правильно пере-носит простейший графический образ

незначительные искажения

грубые искажения

12. объем зрительного восприятия

норма

ниже средних пока-зателей возрастной группы

намного ниже сред-них показателей

Развитие познавательной деятельности (беседа)*

13. кругозор

развернутые и конкретные пред-ставления о мире (время года, страна, свой город и т.д.)

знания ограничены непосредственно окружением

знания ограничены и бессистемны

14. развитие речи

речь содержатель-на, выразительна, грамматически правильна

затруднения в поиске слов для выражения мыслей

односложные ответы, в речи много ошибок

15. развитие познавательной активности

любознателен, активен, не нужда-ется в дополнитель-ных стимулах

узкий круг интересующих вопросов

низкий уровень активности, требу-ется постоянная стимуляция

16. сформирован-ность интеллек-туальных умений (анализа, сравнения, обобщения)

понимает скрытый смысл предметов, легко обобщает, сравнивает

при выполнении требуется помощь учителя

требуется обучающая помощь учителя

17. произвольность деятельности

удерживает цель, намечает план

удерживает цель, намечает план, но много отвлекается

хаотичен, не дово-дит дело до конца

18. контроль и темы деятельности

много успевает, видит ошибки

мало успевает, исправляет ошибки  

не видит своих ошибок, мало успевает

19. кратковремен-ная память (зри-тельная, слуховая)

более 50%

50%

менее 50%

Примечание*: оценивается с помощью специальных тестовых заданий <1>

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Ознакомление с основными направлениями работы психолога
Отчет о прохождении практики Практика является органической частью учебного процесса и обеспечивает соединение теоретической подготовки с практической деятельностью в психологических службах различных учреждений и предприятий. Содержание ...

Самоотношение личности: теоретические аспекты изучения проблемы
Личность — системообразование, не только имеющее определенный статус в системе социальных отношений и установочное отношение к социальному окружению, но и особым образом относящееся к самому себе и характеризующееся особым образованием — ...

Теоретические модели одаренности
Важнейшей особенностью современного понимания одаренности является то, что она рассматривается не как статическая, а как динамическая характеристика личности. По небезосновательным утверждениям Ю.Д. Бабаевой, А.И. Савенкова, В. Шебеко ода ...