Психолого-педагогический статус дошкольника
Страница 2

Материалы » Психолого-педагогический статус старшего дошкольника » Психолого-педагогический статус дошкольника

Краткая характеристика готовности к обучению в школе

Не готов

Готов

Не умеет планировать и контролировать свои действия, низкая мобилизация учения (ориентация только на органы чувств), не умеет слушать другого человека и выполнять логические операции в форме понятий.

Умеет планировать и контролировать свои действия (стремится к этому), ориентируется на скрытые свойства предметов, на закономерности окружающего мира, умеет слушать другого человека и умеет (или стремится) выполнять логические операции в форме словесных понятий.

Диагностируя готовность ребенка к обучению в школе, надо прежде всего обратить внимание, как он играет, под­чиняется ли правилам игры, берет ли на себя роли и дол­го ли их удерживает, какая у него моторика, как проявля­ется его отношение к другим участникам игры. Для усво­ения научных понятий важно, чтобы ребенок понимал, что его точка зрения не единственна, он должен видеть в пред­мете его различные стороны, параметры, которые и состав­ляют содержание того или иного предмета науки.

Карта-характеристика готовности к обучению в школе (психолого-педагогический статус старшего дошкольника)

Параметры

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Психологическая и социальная готовность (произвольная беседа с ребенком)

1. желание учиться в школе

да

не знает

нет

2. учебная мотивация

осознает важность и необходимость учения

привлекает внеш-няя сторона учения

цели учения не осознаются

3. умение вести себя адекватно

легко вступает в контакт, правильно воспринимает си-туацию, ведет себя адекватно

контакт и общение затруднены

плохо вступает в контакт, плохо по-нимает ситуацию

4. отношения со взрослым

может обратиться с просьбой к взрос-лому, прислушива-ется к замечаниям, старается их выпол-нить

контакт со взрос-лыми затруднен

трудности в обще-нии со взрослыми, не реагирует на замечания

5. конфликтность

не провоцирует конфликты, не бьет первым

провоцирует конфликты

очень конфликтен

6. самоконтроль

поддерживает оп-рятный внешний вид, контролирует движения тела, свои эмоции

трудности с самоконтролем

не соблюдает принятые в группе правила поведения и общения

Параметры

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

7. организованность поведения

да

недостаточно

нет

Развитие школьно-значимых психофизиологических функций*

8. фонематический слух

говорит без оши-бок, понимает сложные речевые конструкции

есть нарушения в звукопроизношении (обследование лого-педа)

косноязычие (логопедические коррекционные занятия)

9. мелкие мышцы рук

легко переписы-вает, копирует не-знакомый текст

скопированный текст может прочи-тать, но его написа-ние вызывает серь-езные трудности

не может скопи-ровать текст

10. пространствен-ная ориентация, координация движений

подвижен, ловок

недостаточно ловок

неуклюж

11. координация в системе глаз - рука

правильно пере-носит простейший графический образ

незначительные искажения

грубые искажения

12. объем зрительного восприятия

норма

ниже средних пока-зателей возрастной группы

намного ниже сред-них показателей

Развитие познавательной деятельности (беседа)*

13. кругозор

развернутые и конкретные пред-ставления о мире (время года, страна, свой город и т.д.)

знания ограничены непосредственно окружением

знания ограничены и бессистемны

14. развитие речи

речь содержатель-на, выразительна, грамматически правильна

затруднения в поиске слов для выражения мыслей

односложные ответы, в речи много ошибок

15. развитие познавательной активности

любознателен, активен, не нужда-ется в дополнитель-ных стимулах

узкий круг интересующих вопросов

низкий уровень активности, требу-ется постоянная стимуляция

16. сформирован-ность интеллек-туальных умений (анализа, сравнения, обобщения)

понимает скрытый смысл предметов, легко обобщает, сравнивает

при выполнении требуется помощь учителя

требуется обучающая помощь учителя

17. произвольность деятельности

удерживает цель, намечает план

удерживает цель, намечает план, но много отвлекается

хаотичен, не дово-дит дело до конца

18. контроль и темы деятельности

много успевает, видит ошибки

мало успевает, исправляет ошибки  

не видит своих ошибок, мало успевает

19. кратковремен-ная память (зри-тельная, слуховая)

более 50%

50%

менее 50%

Примечание*: оценивается с помощью специальных тестовых заданий <1>

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Анализ психологических взглядов Иоанна Дамаскина. Анализ взглядов Иоанна Дамаскина на познавательную, эмоциональную и поведенческую сферы
Прежде чем анализировать психологические взгляды какого-либо философа, необходимо понять критерий психологического знания, то есть по какому основанию мы будем выделять именно психологическое содержание из философского. Здесь возможны раз ...

В чем сильная и слабая стороны юридических способов разрешения конфликтов?
Разрешение конфликтов юридическим путем: 1. Конфликт рассматривается и разрешается органом, уполномоченным на это государством (суд, арбитраж, ГИБДД); 2.Орган, разрешающий конфликт, действует по основе норм права, которые подразделяются ...

Трудности семьи, воспитывающей ребенка с аутизмом
Прежде всего, следует сказать, что специалист, работающий с аутичным ребенком, должен знать и об особой ранимости его близких. Напряженностью своих переживаний семьи аутичных детей выделяются даже на фоне семей, имеющих детей с другими тя ...