Психолого-педагогический статус дошкольникаСтраница 2
Краткая характеристика готовности к обучению в школе
|
Не готов |
Готов |
|
Не умеет планировать и контролировать свои действия, низкая мобилизация учения (ориентация только на органы чувств), не умеет слушать другого человека и выполнять логические операции в форме понятий. |
Умеет планировать и контролировать свои действия (стремится к этому), ориентируется на скрытые свойства предметов, на закономерности окружающего мира, умеет слушать другого человека и умеет (или стремится) выполнять логические операции в форме словесных понятий. |
Диагностируя готовность ребенка к обучению в школе, надо прежде всего обратить внимание, как он играет, подчиняется ли правилам игры, берет ли на себя роли и долго ли их удерживает, какая у него моторика, как проявляется его отношение к другим участникам игры. Для усвоения научных понятий важно, чтобы ребенок понимал, что его точка зрения не единственна, он должен видеть в предмете его различные стороны, параметры, которые и составляют содержание того или иного предмета науки.
Карта-характеристика готовности к обучению в школе (психолого-педагогический статус старшего дошкольника)
|
Параметры |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
|
Психологическая и социальная готовность (произвольная беседа с ребенком) | |||
|
1. желание учиться в школе |
да |
не знает |
нет |
|
2. учебная мотивация |
осознает важность и необходимость учения |
привлекает внеш-няя сторона учения |
цели учения не осознаются |
|
3. умение вести себя адекватно |
легко вступает в контакт, правильно воспринимает си-туацию, ведет себя адекватно |
контакт и общение затруднены |
плохо вступает в контакт, плохо по-нимает ситуацию |
|
4. отношения со взрослым |
может обратиться с просьбой к взрос-лому, прислушива-ется к замечаниям, старается их выпол-нить |
контакт со взрос-лыми затруднен |
трудности в обще-нии со взрослыми, не реагирует на замечания |
|
5. конфликтность |
не провоцирует конфликты, не бьет первым |
провоцирует конфликты |
очень конфликтен |
|
6. самоконтроль |
поддерживает оп-рятный внешний вид, контролирует движения тела, свои эмоции |
трудности с самоконтролем |
не соблюдает принятые в группе правила поведения и общения |
|
Параметры |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
|
7. организованность поведения |
да |
недостаточно |
нет |
|
Развитие школьно-значимых психофизиологических функций* | |||
|
8. фонематический слух |
говорит без оши-бок, понимает сложные речевые конструкции |
есть нарушения в звукопроизношении (обследование лого-педа) |
косноязычие (логопедические коррекционные занятия) |
|
9. мелкие мышцы рук |
легко переписы-вает, копирует не-знакомый текст |
скопированный текст может прочи-тать, но его написа-ние вызывает серь-езные трудности |
не может скопи-ровать текст |
|
10. пространствен-ная ориентация, координация движений |
подвижен, ловок |
недостаточно ловок |
неуклюж |
|
11. координация в системе глаз - рука |
правильно пере-носит простейший графический образ |
незначительные искажения |
грубые искажения |
|
12. объем зрительного восприятия |
норма |
ниже средних пока-зателей возрастной группы |
намного ниже сред-них показателей |
|
Развитие познавательной деятельности (беседа)* | |||
|
13. кругозор |
развернутые и конкретные пред-ставления о мире (время года, страна, свой город и т.д.) |
знания ограничены непосредственно окружением |
знания ограничены и бессистемны |
|
14. развитие речи |
речь содержатель-на, выразительна, грамматически правильна |
затруднения в поиске слов для выражения мыслей |
односложные ответы, в речи много ошибок |
|
15. развитие познавательной активности |
любознателен, активен, не нужда-ется в дополнитель-ных стимулах |
узкий круг интересующих вопросов |
низкий уровень активности, требу-ется постоянная стимуляция |
|
16. сформирован-ность интеллек-туальных умений (анализа, сравнения, обобщения) |
понимает скрытый смысл предметов, легко обобщает, сравнивает |
при выполнении требуется помощь учителя |
требуется обучающая помощь учителя |
|
17. произвольность деятельности |
удерживает цель, намечает план |
удерживает цель, намечает план, но много отвлекается |
хаотичен, не дово-дит дело до конца |
|
18. контроль и темы деятельности |
много успевает, видит ошибки |
мало успевает, исправляет ошибки |
не видит своих ошибок, мало успевает |
|
19. кратковремен-ная память (зри-тельная, слуховая) |
более 50% |
50% |
менее 50% |
|
Примечание*: оценивается с помощью специальных тестовых заданий <1> | |||
Другое по теме:
Анализ психологических взглядов Иоанна
Дамаскина. Анализ взглядов Иоанна Дамаскина на познавательную, эмоциональную и
поведенческую сферы
Прежде чем анализировать психологические взгляды какого-либо философа, необходимо понять критерий психологического знания, то есть по какому основанию мы будем выделять именно психологическое содержание из философского. Здесь возможны раз ...
В чем сильная и слабая стороны юридических способов разрешения конфликтов?
Разрешение конфликтов юридическим путем:
1. Конфликт рассматривается и разрешается органом, уполномоченным на это государством (суд, арбитраж, ГИБДД);
2.Орган, разрешающий конфликт, действует по основе норм права, которые подразделяются ...
Трудности семьи, воспитывающей ребенка с аутизмом
Прежде всего, следует сказать, что специалист, работающий с аутичным ребенком, должен знать и об особой ранимости его близких. Напряженностью своих переживаний семьи аутичных детей выделяются даже на фоне семей, имеющих детей с другими тя ...
