Сознание
Сознание является специфическим органом, присущим человеку. Именно сознание, наличие у человека идеального плана делает возможным реализацию таких его сущностных свойств, как универсальность, неконечность, отождествление себя с другими людьми и выделение своего «Я». Сознание, с одной стороны, пронизывает и обусловливает остальные базовые основания личности (ценностность, отношение «Я — другой», преодоление привычных представлений о мире и о себе, деятельность). С другой стороны само зависит от ее базовых оснований.
Сознание, прежде всего, в силу того, что его материя и его сущность — идеальны, обладает особыми специфическими возможностями, которые и отличают его от внешнего вещно-ограниченного плана бытия. Идеальность как форма существования и функционирования сознания открывает ему в сущности неограниченные возможности.
Подходя к изучению и диагностике сознания, следует рассматривать его в контексте развития личности в целом, учитывая взаимосвязь сознания и других базовых оснований личности. Опираясь на теоретический анализ можно выделить следующие показатели развития сознания как ведущего, т. е. базового, основания личности:
1. Особенности представленности в сознании и организации знаний о внешнем мире.
2. Уровень идеального отражения действительности (т.е. «отрыва», «поднятия» над предметным реальным содержанием).
3.Синтезирующую функцию сознания.
В разных процессах, актах деятельности происходит выделение того или иного содержания, тех или иных сторон действительности. Эти процессы, как правило, разобщены во времени и пространстве. Связь осуществляется в плане идеальной их представленности, т. е. в сознании. Т.е., каждый процесс функционирования человека; выполнение любой деятельности, усвоение новых знаний, построение отношений с людьми и т. д. и т. п. — все это требует соотнесения и синтезирования самых разных планов, плоскостей содержаний, усвоенных способов и пр. Это возможно за счет особой функции сознаний — синтезирующей. Синтез, таким образом, лежит в основе любого акта функционирования человека. Чем выше уровень синтеза, т. е. чем больше разных типов плоскостей содержания связываются между собой, и чем выше уровни их организации, тем успешнее осуществляется такое функционирование, которое при высших уровнях синтеза приобретает творческий характер. Именно синтез, установление «неочевидных связей», «творческий синтез» следует рассматривать как один из ядерных механизмов творчества[25].
4. Рефлексию как способность встать во «внешнюю позицию» к себе, своей деятельности, своим отношениям с людьми.
Другое по теме:
Функции самоотношения
Система самоотношений полифункциональная. Также в представлении самоотношения следующие функции:
I. Функция "зеркала" (отображения себя). Человек со способом своей жизнедеятельности не только отражается в сознании окружающих, н ...
Рефлексы и
инстинкты
Познай себя, и ты познаешь вселенную и богов.
/ Древнегреческая пословица /
Человек рождается и начинает свое физическое развитие, ничем не отличающееся от развития любого другого живого организма. Ведущей физиологической системой его о ...
Противопоказания для применения символдрамы
Явных противопоказаний для применения символдрамы в случае эмоционально обусловленных нарушений поведения детей и подростков нет. Психика ребенка находится еще в постоянном развитии. Поэтому возможные нарушения еще не окончательно закрепи ...
