Сущность тренинговых методов
Страница 2

Принцип событийности.

Суть этого принципа заключается в следующем: при проведении тренинга психолог должен обеспечить превращение его движения в цепь связанных между собой событий, которые будут переживаться участниками как целостность, единство, неразрывность изменений, происходящих в них и в окружающем. Проще говоря, тренинг должен сам по себе быть событием для каждого участника. Лишь тогда возможно его — участника — личное движение, лишь тогда возможны изменения в нем.

Принцип метафоризации (симболизма). Каждый участник тренинга может (и должен) увидеть свое совпадение с окружающим миром в пространстве жизни, увидеть себя как часть целого. И не только с миром вообще, но и в пространстве своей группы. Метафора есть по сути своей перенос свойств одного предмета на другой. Иначе говоря, благодаря метафоре (чаще всего реализуемой через некоторые символические образы) становится возможным переход из одного пространства (в том числе — воображаемого) в другое. Если в других участниках человеку удается узнать себя и ощутить свое единство с ними в пространстве тренинга, то это также есть реализация принципа метафоризации.

Принцип трансспективы. Согласно этому принципу психолог должен ориентироваться на создание в тренинге условий для проживания участниками событий в их единстве с событиями прошлого и будущего, фактически в их неразрывности во времени. Линейность времени — понятие условное. Психологическое время может проживаться совершенно по-разному циклически, фрагментарно, синкретически.

Трансспективность события дает человеку возможность изменить и прошлое, и будущее. Часто трансспективность переживается участниками как «временная сжатость» тренинговых занятий, субъективное ощущение очень быстрого протекания времени в процессе работы и чрезвычайной наполненности и длительности при ретроспективном взгляде.

Событие как единица измерения тренинговой реальности:

События, происходящие на тренинге, можно типологизировать разнообразными способами. Исходя из данного определения, наиболее естественным представляется использование критериев времени и пространства, указывающих на то, когда и где реализуется активность участников.

Какие события — с временной точки зрения — проявляют себя на тренинге?

Во-первых, это события, произошедшие с членами группы до тренинга.

Во-вторых, это события, случающиеся (происходящие) на тренинге.

В-третьих, это события, которые пока не произошли, но желательно их осуществление после тренинга. На тренинге такие события конструируются, моделируются, как бы «проживаются заранее».

Где могут происходить события?

Во-первых, в пространстве внутреннего мира человека (выделение такого «внутреннего события» достаточно условно).

Во-вторых, события могут происходить в пространстве дискурса. Дискурс (от франц. discours— речь) связный текст, взятый в событийном аспекте, в ситуации целенаправленного социального взаимодействия и влияния экстралингвистических прагматических, психологических и других факторов. Дискурс в контексте тренинга понимается как некий «живой текст» взаимодействия участников тренинга между собой.

В-третьих, события могут происходить в физическом пространстве помещения, в котором проходит тренинг. Это события, которые связаны с двигательной активностью участников, с реализуемой ими деятельностью во внешнем плане.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Эффективность метода
Символдрама детей и подростков имеет ряд преимуществ по сравнению с другими методами психотерапии. Гюнтер Хорн выделяет следующие преимущества метода символдрамы: 1. Символдрама в определенном смысле закрывает пробел между игровой и разг ...

Учебная мотивация
Чтобы правильно оценить действия ученика, прежде всего, следует понять мотивы этих действий, которые могут быть разными даже в случае выполнения внешне одних и тех же действий, достижения одних и тех же целей. Изучение мотивов предполагае ...

Подходы к изучению эмоций
Методами научного познания называются методы, при помощи которых ученые получают надежные и достоверные знания о психологических явлениях. Эти знания в отличие от тех, которые получают и имеют люди в обычной, повседневной жизни, представл ...