Теоретическое обоснование проблемы тренинга общения с младшими школьниками
как средство коррекции школьной дезадаптации. Теоретические
и методические проблемы социально-психологического тренингаСтраница 2
1. Инструментально-ориентированные тренинги. 2.Личностно-ориентированные тренинги — тренинги, затрагивающие « Я» каждого члена группы и направленные на глубокие личностные преобразования членов группы.
К инструментально-ориентированным тренингам относится непосредственно социально-психологический тренинг поведения.
К личностно-ориентированным тренингам относятся группы личностного роста или, так называемые психокоррекционные группы.
Основным приемом для отслеживания групповой динамики в ходе группы является социометрия.
Социометрия может быть проведена как с посредством опроса или анкетирования, так и с помощью социометрических упражнений: «солнце», «матрица», выбор в действии и другие.
Варианты невербальной социометрии:
1. По очереди каждый участник группы расставляет других членов группы на разную дистанцию от себя в зависимости от того, насколько они ему близки, дороги, симпатичны или далеки, неприятны.
2. Один участник (доброволец) становиться лицом к стене, спиной к группе. Все остальные становятся за ним на такое расстояние, которое им кажется комфортным при общении с этим человеком. Когда все выстраиваются. Участник поворачивается и может передвинуть или переставить дальше - ближе участников.
Методические проблемы социально – психологического тренинга.
Несмотря на разнообразие конкретных упражнений, приемов и техник,
используемых в тренинговой работе, принято выделять несколько базовых методов тренинга. К таким базовым методам традиционно относят:
1. групповую дискуссию;
2. игровые методы;
3. психогимнастические упражнения.
Кроме того, выделяют релаксационные аутотренинговые и медитативные упражнения. Существуют еще ряд методов СПТ, которые относят к вспомогательным или дополнительным методам. Среди них выделяют такие как проективный рисунок, танцевальные упражнения, песенные упражнения, элементы аутотренинга и медитативные упражнения, творческая визуализация.
В тренинговых группах предполагается, что квалификация, подготовка и опыт руководителя намного выше, чем у остальных членов группы. Влияние ведущего в группе огромно.
Обозначим некоторые требования к личности ведущего:
Быть порядочным человеком; уметь в короткое время понять человека; обладать подвижными мыслительными процессам; средняя подвижность — минимальная; руководствоваться здравым смыслом и жизненным опытом; демонстрировать корректность поведения; аутентичность поведения, т.е. способность предъявлять группе подлинные эмоции и переживания; уметь проявлять терпение — умение выжидать пока «созреет» группа в целом или какой-либо участник; даже на открыто заданный кем-либо из участников группы вопрос лучше отвечать не сразу, а когда время для этого будет наиболее подходящее, уметь проявлять уверенность в себе независимо от своих чувств; уметь понимать в ходе группового процесса, что дать в процессе общения каждому; хорошая профессиональная подготовка.
Характеристики стилей руководства группой:
1. авторитарный — все аспекты политики в группе, деятельности, индивидуальные задания и пары для выполнения определяются руководителем.
2. демократический — политика в группе, пути достижения цели определяются группой в ходе дискуссии, выбор партнеров по усмотрению группы.
3. попустительский — полная свобода в принятии решений при минимальном участии руководителя, при распределении заданий и участников в них руководитель никак себя не проявляет, редко комментирует деятельность членов группы.
Руководство тренинговой группой можно рассматривать с точки зрения доминирования ведущего и жесткого или мягкого структурирования процесса. Гибкие и эффективно работающие руководители групп должны понимать необходимость варьировать стиль руководства в зависимости от ситуации и потребностей группы.
Другое по теме:
Генетика и наследственность
Изучение биографий и патографий гениев всех времен и народов приводит к неумолимому выводу: гениями рождаются.
/ Владимир Эфроимсон/
Издавна люди удивлялись тому, насколько велико бывает сходство между ребенком и одним из его родителей ...
Исследование обучения по формированию внимания у младших школьников
На основе предварительного эксперимента мы определили, что у детей недостаточно развиты устойчивость, концентрация, переключаемость и объем внимания. Для более высокого уровня развития этих свойств внимания проведены интегрированные занят ...
Влияние имиджа делового человека.
Имидж – некий образ, который человек, его «я» представляет миру, своего рода форма самопрезентации. С одной стороны, мы стараемся, дать информацию окружающим, с другой – преследуем какие-то свои определенные цели.
Имидж - это реальное ил ...