Теоретическое обоснование проблемы тренинга общения с младшими школьниками
как средство коррекции школьной дезадаптации. Теоретические
и методические проблемы социально-психологического тренингаСтраница 1
В своей работе психологи и социальные работники сталкиваются с необходимостью работать не только индивидуально с каждой личность, но и с необходимостью одновременно работать с небольшой группой людей (семья, учебная группа, спортивная команда, производственное подразделение). По мере развития психологической практики сформировался групповой подход в психологической работе с людьми, который выделился в отдельное направление практической психологии. Единичные расценки на строительные работы oberegstroy.ru.
Этапы развития теории и практики групповой работы.
Первый этап — становление групповых форм работы в рамках практической медицины.
Тяготение к объединению в различные группы было свойственно людям на протяжении всей истории человечества. Уже на самых ранних этапах развития общества люди собирались в группы, чтобы обеспечивать свое выживание и развитие. Но только в последние два столетия группы стали использовать для решения задач целенаправленного воздействия на личность. И это стало предметом научно-психологического исследования.
Первыми психотерапевтами, использовавшими психоанализ в группе, были Л.Уэндер и П.Шильдер. Другой известный в научных кругах приверженец психоанализа Т.Барроу предложил в 1925 году термин «групповой анализ». Он пришел к убеждению, что для понимания отдельной личности необходимо изучать социальные группы, к которым они принадлежат.
Второй этап развития групповых форм психологической работы связан со становлением социальной психологии в самостоятельное направление психологической науки и развитием групповых форм работы в рамках социальной психологии. Групповая работа нашла своё применение в медицине, в педагогике, в студенческих группах.
Третий этап развития групповых форм психологической работы — это становление групповой психологической работы в отдельное направление в практической психологии. Зарождение непосредственно тренинговых групп, как форм групповой психологической работы с людьми связано с именем Курта Левина. Само понятие социально-психологический тренинг для обозначения групповых форм психологической работы ввел Манфред Форверг. Групповое движение в нашей стране стало развиваться только в последние двадцать лет (особенно активно в 90-е годы ХХ века).
В настоящее время для обозначения групповых форм психологической работы с людьми чаще всего используют термин «социально-психологический тренинг» (СПТ).
Итак, на основании названных определений обозначим, что первая основная цель СПТ — повышение компетентности в сфере общения. Основной целью социально-психологического тренинга, как считает Захаров В. П., является овладение социально-психологическими знаниями
непосредственно в активной форме. С его точки зрения, спецификой работы тренинговых групп является:
• осознание в процессе работы группы, особенностей поведения каждого участника;
• развитие умений и навыков общения;
• сплочение группы на основе единых целей и задач обучения, норм и правил взаимодействия.
Общая цель СПТ конкретизируется в следующих задачах:
Факторы компетентности в общении (В. Л. Захаров, Ю. Ю. Хрящева):
1. приобретение знаний в области психологии личности, группы общения;
2. приобретения умений и навыков общения;
3. коррекция формирование и развитие установок, необходимых для успешного общения;
4. развитие способности адекватно и полно оценивать себя и других;
5. развитие способности воспринимать и оценивать взаимоотношения, складывающиеся между людьми;
6. коррекция и развитие системы отношений личности.
В процессе общения партнеры выступают как субъекты и являются равноактивными, равноуникальными и равносвободными.
Таким образом, общение, в отличие от других межличностных контактов, можно определить как взаимную презентацию партнерами своей субъективной реальности, в результате которой происходит изменение взаимоотношений и возникновение общности.
Тренинг — это комплекс активных групповых методов, применяющихся в процессе преобразующего воздействия на личность. В таком случае главным системообразующим компонентом тренинга является именно психологическое воздействие группы на личность.
Социально-психологический тренинг — это область практической психологии, ориентированная на использование активных методов различных видов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении и личностного роста.
В зависимости от того, на какую цель делается акцент в тренинге, их условно можно подразделить на два типа:
Другое по теме:
Психологическая готовность к обучению в школе. Подходы к
пониманию и решению проблемы развития и готовности памяти, старшего
дошкольника, к обучению в школе
В настоящее время существует большое количество мнений ученых на проблему развития и готовности памяти дошкольников к моменту школьного обучения.
Память как один из ведущих психических процессов, имеет особенно важное значение, для старш ...
Рекомендации
Для повышения сплоченности группы мы рекомендуем использовать Тренинг сплоченности, который поможет создать ситуацию межличностного доверия и понимания между учащимися.
Данный тренинг может включать следующие блоки занятий:
1. Знакомств ...
Неофрейдизм
Фрейдовский психоанализ и его варианты, предложенные Карлом Юнгом и Альфредом Адлером породили много критических замечаний и множество попыток его уточнения. Всю совокупность течений, выросших на основе психоанализа, принято обозначать ка ...