Теоретическое исследование темперамента младших школьников и уровня развития памяти. Темперамент. Теории, виды
Страница 4

Материалы » Взаимосвязь темперамента и уровня развития памяти младших школьников » Теоретическое исследование темперамента младших школьников и уровня развития памяти. Темперамент. Теории, виды

Указанные свойства нервных процессов образуют определенные системы, комбинации; таким образом, получается так называемый тип нервной системы, или тип высшей нервной деятельности. Он складывается из характерной для отдельных индивидов совокупности основных свойств нервной системы - силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения. Павлов выделил четыре основных типа нервной системы, близких к традиционной типологии Гиппократа-Галена. В своей типологии он основывался, прежде всего, на силе нервных процессов, различая сильные и слабые типы. Дальнейшим основанием деления служит уравновешенность нервных процессов, но только для сильных типов, которые делятся на уравновешенных и неуравновешенных, причем неуравновешенный тип характеризуется преобладанием возбуждения над торможением. Наконец, сильные уравновешенные типы делятся на подвижных и инертных, когда основанием деления является подвижность нервных процессов.

Выделенные Павловым типы нервной системы не только по своему числу, но и по основным характеристикам соответствуют четырем классическим типам темперамента. Сравнивая свои типы нервной системы с типологией Гиппократа-Галена, Павлов описывает их следующим образом:

1.Сильный, уравновешенный, подвижный тип — сангвиник.

2.Сильный, уравновешенный, инертный тип — флегматик.

3.Сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения — холерик.

4.Слабый тип — меланхолик.

Павлов понимал тип нервной системы как врожденный, относительно слабо подверженный изменениям под воздействием окружения и воспитания. Он называл его генотипом, что не согласуется с принятым значением этого термина, и было причиной многих недоразумений. По мнению Павлова, свойства нервной системы образуют физиологическую основу темперамента, который является не чем иным, как психическим проявлением общего типа нервной системы.

Согласно И. П. Павлову, именно те аспекты поведения, в которых проявляются свойства нервных клеток, составляют темперамент. Тип нервной системы - это понятие, которым оперирует физиолог, психолог же пользуется термином «темперамент». В сущности, однако, это два аспекта одного и того же явления, рассматриваемого, с одной стороны, с точки зрения физиологии, а с другой - с точки зрения поведения. Именно в этом смысле можно сказать, что темперамент человека есть не что иное, как психическое проявление типа нервной системы [23, с.56].

Страницы: 1 2 3 4 

Другое по теме:

Влияние отметки на психологию младшего школьника
Психологи А.Ф. Ануфриев и С.Н. Костромина выделили ряд трудностей в обучении младшего школьника и возможные психологические причины данных трудностей: Примерно 20% детей из всего класса могут пропускать буквы в письменных работах. Это яв ...

Психологические проблемы людей пожилого возраста
Процесс старения в каждом человеке протекает индивидуально. Количество прожитых лет еще не определяет степень физической и социальной деятельности. Одни - в 70 лет не потеряли форму, другие - в 60 лет - «полная развалина». Главное - не пр ...

Патриотизм как моральная позиция
Так же мы можем заметить, что некоторые другие источники определяют патриотизм, как моральную позицию. Словарь Ожегова характеризует мораль, как нравственные нормы поведения, отношения с людьми. Так как моральные нормы должны соответствов ...