Психологические предпосылки повышенной уязвимости одаренных детей
Страница 2

Материалы » Проблема способностей и одаренности у детей » Психологические предпосылки повышенной уязвимости одаренных детей

Нужно постараться заинтересовать одаренных детей физической культурой, участием в драмкружках, танцевальных и художественных студиях и т.д., понимая, что дети выдающихся способностей должны иногда чувствовать себя посредственностями, чтобы укрепить свои связи с большинством. Таким образом они научатся и терпимости к окружающим и обретут лучшее понимание самих себя.

Человеку нужно знать, что порой терпеть неудачу – это нормально и даже неизбежно. Неудачу надо принимать как возможность для переоценки адаптации, но никак повод для отчаяния и самоунижения. В поиске новой информации или новых друзей ребенку может быть одинаково полезен как положительный, так и отрицательный результат. Надо быть готовым к тому, что не всякое предприятие принесет лавры.

Участие в групповых спортивных играх и вообще физических занятий вместе с другими детьми часто становится проблемой для одаренных малышей, особенно тех, которые не отличаются физическими данными. Когда их спрашивают, почему они редко играют с другими детьми, такие дети обычно отвечают, что их не берут в компанию, от того что они неловкие. Когда же об этом спрашивают их сверстников, те отвечают, что они не умеют уступать и проигрывать и только портят всем удовольствие.

Многие педагоги и психологи, работавшие с одаренными детьми, считают, что соревновательный дух у них является врожденным качеством, как и любопытство. Однако излишняя соревновательность может воспитываться легко и даже неосознанно, если родители одаренного ребенка уделяют слишком много внимания победе ради победы. Нужно переносить акцент в соревновательности на сравнение с прошлыми собственными достижениями ребенка, на самосовершенствование и достижение нового уровня, а не концентрировать внимание ребенка на том, чтобы обогнать и переиграть других. Внутренняя мотивация достичь лучшего личного результата может быть гораздо привлекательнее для тонко чувствующего одаренного ребенка, нежели подогреваемая извне страсть к победительству.

Еще один редкий дар в талантливых детях – это способность воспринимать связи и отношения между предметами и явлениями. Они видят неожиданные, непривычные связи между концепциями и событиями. Эти связи нередко составляют основу творчества и изобретательности. Проблема уязвимости здесь возникает тогда, когда уникальное видение уводит ребенка на нехоженые тропы. Житейская мудрость и опыт предполагают, что новый путь может быть глупым, бессмысленным или опасным.

Новые и порой более эффективные пути часто отвергаются, и выбор делается в пользу старого и проверенного.

Одна из наиболее часто отмечаемых неприятных черт одаренных людей – стремление прервать собеседника. Почему это особенно характерно для интеллектуально развитых детей? Порой они уже в курсе того, о чем говорится, и готовы завершить мысль собеседника за него, предлагая свой ответ, хотя собеседник еще не готов его воспринять. Такие дети схватывают мысль на лету, даже если им сообщается что-то новое, и стремятся продемонстрировать свое понимание. Такой «перебивающий», преждевременный ответ является отражением стандартной скорости восприятия собеседников.

Ребенок очевидно, полагает, что и все другие слушатели, участвующие в данной беседе, воспринимают и обрабатывают информацию с такой же скоростью.

Внимание ребенка к собеседнику, понимание сказанного и готовность вести диалог – все это достойно похвалы. Культуре диалога нужно учить с раннего детства. Весьма полезно обратиться к сильно развитому в ребенке чувству справедливости: каждый должен иметь возможность воспринять то, что говориться, и каждому нужно дать на это определенное время. Напомнить ребенку его радость самостоятельного решения или понимания. Или как ему самому не нравится, когда кто-то подсказывает ответ, прежде чем он найдет его самостоятельно.

Нужно помочь ребенку научиться терпению – добродетели, которой одаренным детям часто недостает.

Уровень интеллектуального развития позволяет одаренным детям анализировать собственное поведение, но в силу нормального возрастного эгоцентризма они нуждаются в помощи более зрелых людей. Для одаренных детей характерны довольно стандартная совокупность поведенческих моделей поведения, поэтому им трудно находить общий язык со сверстниками, учителями и даже членами своей семьи. В этой же связи учителя и воспитатели одаренных детей часто отмечают их стремление прервать собеседника, поправлять его, демонстрировать собственные знания и превращать окружающих в предмет насмешек.

Помочь ребенку обрести нормальное самовосприятие и изменить ту или иную нежелательную модель поведения должны родители. Важно, чтобы родители сами подавали пример такого поведения.

Страницы: 1 2 

Другое по теме:

Практическая часть. Изучение влияния различных средств массовой коммуникации на подростков
В практическую часть курсовой работы мною включены результаты исследования влияния средств массовой информации на девиантное поведение подростков, с помощью тестов, а также разработки классных часов и родительских собраний, помогающих реш ...

Содержательные характеристики механизмов психологической защиты (индекса жизненного стиля).
1. Отрицание. Механизм психологической защиты, посредством которого личность либо отрицает некоторые фрустрирующие, вызывающие тревогу обстоятельства, либо отрицается какой-либо внутренний импульс или сторона самое себя. Как правило, де ...

Психологические барьеры общения
Причиной психологического барьера могут служить социально-культурные различия между партнёрами по общению. Это могут быть социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к различной интерпретации тех ил ...