Креативность и творческая фантазия
Страница 1

Материалы » Сущность креативности » Креативность и творческая фантазия

Различные исследования и тестирования подводят к выводу, что психологическую основу креативной способности составляет творческая фантазия, понимаемая как синтез воображения и эмпатии (перевоплощения). Потребность в творчестве как важнейшая черта творческой личности есть не что иное, как постоянная и сильная потребность в творческой фантазии. К.Паустовский писал: «…будьте милостивы к воображению. Не избегайте его. Не преследуйте, не одергивайте и, прежде всего не стесняйтесь его, как бедного родственника. Это тот нищий, что прячет несметные сокровища Голконды». Процесс творческого (а, по моему мнению, всякое таким является, даже эротическое) фантазирования сводится к уходу от реальной действительности к своему воображаемому «Я» и таким же условиям (разница же между творческой фантазией творческой личности и творческой фантазией нетворческой личности, состоит в том, что у первой идёт непреодолимое стремление к реализации в реальности своих выдумок, а у второй наоборот, возможно даже она боится проявить среди других

личностей свои выдумки; примером здесь может быть серийный маньяк - убийца, который изобрёл — нафантазировал и воплотил в реальность новый способ убийства, и человек, так скажем с такой же нездоровой фантазией, но никогда в реальности не проявляющий её, хотя возможно кое-что зависит и от обстоятельств; или менее кровожадный пример: писатель-фантаст, сказочник и др. (какой угодно) фантазирует и реализовывает свои выдумки в реальность, перенося их на бумагу, очевидно для того, чтобы другие личности и не только могли его выдумки прочесть, окунуться в них, как будто побывать в его писателя голове, и другой, скажем, парень лет 16, который все ночи напролёт бывает в ещё более невероятных приключениях, однако у него не возникает такой потребности, чтобы другие могли узнать о его «ночных сказках», и у него даже в голову не приходит то, что их можно записать, рассказать и т.д.… но опять же это только моё субъективное мнение).

Что же побуждает творческую личность постоянно обращаться к творческой фантазии? Что является ведущим мотивом в поведении творческой личности? Творческая личность постоянно испытывает неудовлетворенность, напряжение неясную тревогу, обнаруживая в реальной действительности отсутствие ясности, простоты, упорядоченности, завершенности и гармонии. Она подобна барометру, чутко реагирующему на противоречия, дискомфорт, дисгармонию. С помощью творческой фантазии творец устраняет в своем сознании (и в бессознательном) ту дисгармонию, с которой он сталкивается в реальности. Он создает новый мир, в котором чувствует себя комфортно и радостно. Вот почему сам процесс творчества и его продукты доставляют творцу наслаждение и требуют постоянного возобновления. Это объясняет, почему творческие люди постоянно живут в неудовлетворенности и радости.

Следует признать тот факт, что творческие способности могут сочетаться с некоторыми психопатологическим чертами. Двойственность творца предполагает феномен «естественного раздвоения Я» на реальное «Я» и творческое (воображенное) «Я». Поведение творца в обыденной жизни нередко кажется «странным», «чудаковатым». Сильная потребность в деятельности воображения и сосредоточенность на ней, что неразрывно связано с любознательностью и потребностью в новых впечатлениях придает творческим личностям черты «детскости». Например, биографы Эйнштейна пишут, что он был мудрый старец со всепонимающими глазами, и вместе с тем в нем было что-то детское, он навсегда сохранил в себе удивление пятилетнего мальчика, впервые увидевшего компас. «Игровой» компонент в акте воображения, по-видимому, объясняет нередкую любовь творцов, как и детей, к играм и шуткам. А многие из них даже сравнивают жизнь с игрой, стоит только вспомнить известные фразы: «Что наша жизнь — игра!» (А.С. Пушкин), «Мир — театр. В нем женщины, мужчины — все актеры. … И каждый не одну играет роль» (В. Шекспир).

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Проблема изучения детской одаренности. Сущность основных понятий одаренности
Итак, индивидуальные различия наиболее явно выступают в разной восприимчивости к учению и в творческих проявлениях детей. При этом важно учитывать не только сами особенности ребенка, но их преимущества для роста способностей. Когда такого ...

Эмпирическое исследование особенностей переживания депрессии студентами, имеющими разные типы субъектной регуляции. Организация и ход исследования
Для практического подтверждения обозначенных нами теоретических предположений о существовании взаимосвязи склонности к депрессии с типологическими особенностями субъектной регуляции, т.е. тип субъектной регуляции деятельности связан с пер ...

Практическое применение методики ИЖС (индекс жизненного стиля) - механизмов психологической защиты. Исследования врачей Психологического института им. В.М.Бехтерева, лаборатории психологии.
Экспериментально-психологическое исследование механизмов психологической защиты с помощью представленной выше методики ИЖС проводилось в рамках ее апробации разными исследователями на различных моделях. Выбор этих моделей был обусловлен, ...