Принципы превентивной диагностики и
профилактической работы с несовершеннолетнимиСтраница 3
3. Социально-психологические особенности личности подростка:
А). Уровень социального развития, основные диагностические признаки которого определяются сферами социализации индивида (сфера труда, познания, самоопределения, самопознания);
Б). Важнейшая социально-психологическая характеристика личности - направленность (ценностные ориентации и социальные установки, ценностно-нормативные представления);
В). Референтные ориентации (играют большую роль в подростковом возрасте);
Г). Система самооценок и ожидаемых оценок индивида.
4. Необходимо исследование социальной ситуации развития подростка, провоцирующей дезадаптацию (неблагоприятные детско-родительские отношения, атмосфера семьи, характер межличностных отношений, социометрический статус, педагогическая позиция учителя, школьная атмосфера, социально-психологический климат классного коллектива).
5. Остается добавить, что перечисленное не является определенной схемой или порядком. В связи с конкретной психологической задачей можно использовать диагностику индивидуально-психологических особенностей, или социально-психологическую диагностику, либо исследовать социальную ситуацию развития ребенка и т.д. В зависимости от конкретной проблемы и задачи может использоваться диагностика тревожности, агрессивности, склонности к депрессивному поведению, суицидам, анкеты, выявляющие алкогольную зависимость, тесты интеллекта, профессиональной направленности, структуры личности, акцентуаций характера, социологические методы, предполагающие некоторый статучет, связанный с широтой распространения исследуемой проблемы и т.д. и т.п.
6. Принципы консультирования детей и подростков с отклоняющимся поведением, их родителей и педагогов
Диагностика в большинстве случаев связана с последующим консультированием. К важнейшим принципам психологического консультирования в образовании по данным проблемам мы можем отнести следующие, приводимые А.Г.Лидерсом[16]:
1) Психолог должен представлять интересы ребенка (перед родителями и перед системой образования);
2) Не вредить;
3) Принцип уважения к личности консультируемого (не навязывать ему свое мнение, нет задачи перестроить личность .);
4) Принцип неразглашения информации (он же принцип конфиденциальности);
5) Принцип системности в диагностике, учета всех влияний.
Стоит дополнить этот перечень принципами консультирования подростков, описанными Н.Самоукиной[17]:
6) Принцип нейтральности и открытости;
7) Принцип персонифицированности;
8) Принцип профессиональной настойчивости;
9) Консультация - это диалог клиента и психолога. Это означает двустороннее принятие личной свободы каждого. Результат консультации - это сумма двусторонней ответственности психолога и клиента;
10) Принцип сравнения с возрастной нормой психического развития;
11) Принцип анализа жизненного пути ребенка.
По материалам Главы 1 можно сделать следующие выводы:
- Отклоняющееся поведение подростков нельзя назвать только психологической проблемой. Оно осмысливается как комплексная социальная проблема;
- Одной из основ социально-психологических теорий стали научные знания, накопленные в области биологии, генетики, социологии, культурологии и т.д.
- Социально-психологические подходы представлены психоаналитическим, бихевиоральным, эклектическим. Углубленно изучаются агрессия, мотивация противоправного и преступного поведения, а также социальные условия и факторы формирования личности, искажения функционирования ее структур. Исследуется роль групп членства и референтных групп в формировании противоправного поведения;
- Собственно причины правонарушений: а) социологические факторы, проявление которых обусловлено структурой общества и культурой; б) психологические факторы (влияние межличностных отношений, характер подростка и т.д.); в) биологические факторы;
- В организации и проведении психопрофилактической работы с детьми и подростками в образовательном учреждении важно основываться на общих принципах, превращающихся в конкретном приложении в правила взаимодействия.
- Общие принципы отбора превентивных диагностических методик основаны на понимании девиаций, в том числе и противоправного поведения, как результата дезадаптации подростка и необходимости оказать ему помощь в социальной адаптации.
Другое по теме:
Анализ результатов исследований
Данные контрольного эксперимента по шкале влияния травматического события Хоровица, опроснику посттравматического роста (ОПТР) Тадеши и Калхауна, а также исследованию по Миссисипской шкале мы заносим в приложения 16-19
Анализируя результ ...
Умственное развитие. Устная и
письменная речь
Первые годы жизни ребенка, как мы уже говорили, сензитивны к развитию речи и познавательных процессов. Именно в этот период у детей появляется чутье к языковым явлениям, своеобразные общие лингвистические способности - ребенок начинает вх ...
Экспериментальное исследование взаимосвязи компонентов самоотношения и
особенностей межличностной сферы у руководителей разных звеньев управления. Описание выборки и методов исследования
Для проведения исследования была организована выборка из 60 человек, из которых были сформированы 2 группы. В первую группу вошло 30 руководителей среднего звена в возрасте от 25 до 50 лет. Все 30 человек (100 %) занимают должности началь ...