Основные параметры психологической готовности ребенка старшего дошкольного возраста к обучению в школе
Страница 1

Материалы » Оценка развития памяти как показатель готовности к школьному обучению детей дошкольного возраста » Основные параметры психологической готовности ребенка старшего дошкольного возраста к обучению в школе

Правильно проведенная диагностика готовности к школьному обучению дает возможность определить, насколько ребенок подготовлен к школьной жизни, и спрогнозировать его успехи в учебной деятельности. Однако для правильного проведения диагностики, прежде всего, необходимо помнить, что под психологической готовностью к школьному обучению понимают не отдельные знания и умения, а определенный их набор, в котором должны присутствовать все основные элементы [5].

Составляющими элементами психологической готовности являются: мотивационная готовность, интеллектуальная готовность, волевая готовность и высокий уровень зрительно-моторной координации.

Мотивационная готовность предполагает наличие у ребенка потребности в новой деятельности, желания заниматься ею, заинтересованность в получении знаний, их запоминания которые и составляют цель учения. Сформированность этой внутренней позиции – одна из важнейших составляющих мотивационной готовности к школе. Фактически эти мотивы можно разделить на две группы.

Первая группа мотивов

– главная – желание занять новую позицию. Ребенок уже знает, что позиция школьника имеет высокую оценку в глазах взрослых. В учении он видит деятельность, которая делает его более взрослым и которая оценивается окружающими как важная, общественно значимая. Конечно, к такому видению учебной деятельности ребенок подготовлен взрослыми. К младшему школьному возрасту, ребенок уже знает о многих профессиях; больше того – в играх он имитирует деятельность, соответствующую некоторым из них. И он хорошо знает, что люди всему учатся, что без этого нельзя стать ни летчиком, ни врачом, ни продавцом. И в большинстве случаев дети приходят в школу любознательными, готовыми к познанию.

Вторая группа мотивов

, побуждающих ребенка стремиться к позиции школьника, связана с внешней атрибутикой: сидение за партами, звонки, перемены, отметки, владение портфелем, пеналом и т.д. Интерес, к внешним моментам менее важен, чем желание учиться, но и он имеет положительное значение, выражая общее стремление ребенка изменить свое место в обществе, положение среди других людей.

Исходя из данных положений, следует отметить, что необходимым является, у ребенка старшего дошкольного возраста, наличие положительной мотивации учения. Без мотивационной готовности ребенок, даже если он умеет читать и писать, не сможет хорошо учиться, так как обстановка и правила поведения в школе будут ему в тягость [6].

Интеллектуальная готовность предполагает наличия у ребенка определенных сформированных знаний и умений. Детям старшего дошкольного возраста необходим запас знаний об окружающем мире – о предметах и их свойствах, о явлениях живой и неживой природы, о людях, их труде и других сторонах общественной жизни, о моральных нормах поведения. Главное – это наличие у ребенка более высокого уровня психического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию памяти, внимания, мышления, дает возможность ребенку быстро научиться читать, считать, решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане. Чем быстрее ребенок будет запоминать предлагаемый педагогом материал, тем выше будет его уровень развития памяти и уровень психического развития необходимого для высокой психологической готовности к обучению в школе.

Важная сторона психологической готовности к школе – достаточный уровень волевого развития ребенка. Волевая готовность необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. При этом речь идет не только об умении детей слушаться, хотя выполнять определенные правила школьного распорядка очень важно, но и об умении слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый. Младшему школьнику нужно уметь понять и принять задания учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребенок мог сосредоточиться на инструкции, которую он получает от взрослого.

Зрительно-моторная координация также является одной из составляющих психологической готовности к обучению в школе. Ребенку в процессе учебной деятельности необходимо одновременно смотреть на предмет, например на доску и списывать или срисовывать то, что он рассмотрел. Поэтому важны согласованные действия глаз и рук, когда пальцы как бы слышат ту информацию, которую им дает глаз.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Подходы к изучению эмоций
Методами научного познания называются методы, при помощи которых ученые получают надежные и достоверные знания о психологических явлениях. Эти знания в отличие от тех, которые получают и имеют люди в обычной, повседневной жизни, представл ...

От автора
Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет. / Уильям Артур Уорд / О любви не писали только ленивые. Все остальные, начиная с юных графоманов, не знакомых с прав ...

Концепция харизматического лидерства
Имеются две противоположные позиции формирования имиджа лидера. Одна отрицает вообще какое-либо влияние лидера на организационную эффективность, а другая - ведет к лидерской харизме и попытке последователей приписать лидеру почти магическ ...