Взаимосвязь русских народных традиций с национальным самосознанием детей
старшего дошкольного возрастаСтраница 1
В энциклопедическом словаре национальное самосознание рассматривается как совокупность взглядов, мнений и отношений, выражающих содержание, уровень и особенности представлений членов национально-этнической общности о своей истории, современном состоянии и перспективах своего развития, а также о месте среди аналогичных общностей и характере взаимоотношений с ними.
Национальное самосознание представляет сложное структурное образование, включающее в себя осознание национальной принадлежности (национальная самоидентификация), интерес и уважение к истории своей нации, стремление к развитию национального языка, культуры.
По мнению Хабибуллина К.Н. , национальная определенность самосознания является следствием восприятия тех различий, которые существуют между нациями. Эти различия связаны с бытовыми, языковыми, культурными и иными особенностями, формирующими нацию, народность как социально-этническую общность. Исследуя проблему, Хабибуллин К.Н. [53] подчеркивает, что самосознание приобретает национальное своеобразие тогда, когда проявляется личность, способная к более или менее сознательному отношению к своим национальным особенностям и к обобщенному осознанию и пониманию своих отличительных черт. Следовательно, самосознание является оценочной систематизацией сложившегося и складывающегося социо-культурного опыта, включая и оценочное отношение бывших и настоящих национальных отношений.
Харисов Ф.Ф. национальное самосознание определяет как целостную систему психологических установок, определяющую представления, взгляды, самооценки и действия личности в трех плоскостях: этническая самоидентификация; внутриэтнические взаимоотношения и общение; межэтническое общение.
В современном мире человек является носителем целого набора идентичностей — культурной, этнической, профессиональной, конфессиональной и т.д. Но в структуре личности доминантной, особенно в кризисные нестабильные периоды, является этническая идентичность. Она определяется основными базовыми психологическими потребностями личности: в безопасности и защите; принадлежности к обществу, к группе; самобытности и уникальности своего «Я» и уверенностью в себе. Устойчивость же национальной общности зависит от оптимальных форм сохранения традиций. Сохранение позитивной этнической идентичности — социально-психологический механизм сохранения самой русской культуры в целом.
Начавшееся в России возрождение традиционной народной художественной культуры, способствующее воспитанию национального самосознания, рассматривается сегодня как государственная политика, о чем свидетельствует Указ Президента РФ «О мерах государственной поддержки народных художественных промыслов и ремесел» от 7 октября 1994 г.
Изучению русского самосознания посвящено значительное число работ, авторы которых с разных позиций рассматривали данный феномен.
Распространенным в отечественной науке является понятие национального самосознания как осознания индивидом принадлежности к определенной нации как к социально-экономической и политической общности. Но очевидно, что национальное самосознание имеет более сложную многоуровневую структуру, включающую этническое и историческое самосознание, историческую память, этнокультурное сознание, его составляющей является национальная идея, национальный менталитет.
Другое по теме:
Классификация наркотиков
К наркотикам те или иные вещества относятся обычно по следующим критериям:
способность вызывать эйфорию (приподнятое настроение) или, по крайней мере, приятные субъективные переживания;
способность вызывать зависимость (психическую и фи ...
Трудности в младшем школьном возрасте
Почему неуспевающие дети - это вечная проблема школы? Педагоги-ученые основную причину неуспеваемости, прежде всего в несовершенстве методов преподавания. С этим нельзя не согласиться. Опыт работы педагогов-новаторов В.Н. Шаталова, С.Н. Л ...
Педагогическая технология управления психофизической подготовкой студентов
к профессиональной деятельности. Технология контроля
психофизического состояния студентов и управления им
Известно, что в течение учебного периода центральная нервная система (ЦНС) студента испытывает чрезвычайно большую нагрузку. Помимо учебной нагрузки сказывается также экологическое влияние окружающей среды (большие объемы времени перед эк ...