Взаимосвязь русских народных традиций с национальным самосознанием детей
старшего дошкольного возрастаСтраница 1
В энциклопедическом словаре национальное самосознание рассматривается как совокупность взглядов, мнений и отношений, выражающих содержание, уровень и особенности представлений членов национально-этнической общности о своей истории, современном состоянии и перспективах своего развития, а также о месте среди аналогичных общностей и характере взаимоотношений с ними.
Национальное самосознание представляет сложное структурное образование, включающее в себя осознание национальной принадлежности (национальная самоидентификация), интерес и уважение к истории своей нации, стремление к развитию национального языка, культуры.
По мнению Хабибуллина К.Н. , национальная определенность самосознания является следствием восприятия тех различий, которые существуют между нациями. Эти различия связаны с бытовыми, языковыми, культурными и иными особенностями, формирующими нацию, народность как социально-этническую общность. Исследуя проблему, Хабибуллин К.Н. [53] подчеркивает, что самосознание приобретает национальное своеобразие тогда, когда проявляется личность, способная к более или менее сознательному отношению к своим национальным особенностям и к обобщенному осознанию и пониманию своих отличительных черт. Следовательно, самосознание является оценочной систематизацией сложившегося и складывающегося социо-культурного опыта, включая и оценочное отношение бывших и настоящих национальных отношений.
Харисов Ф.Ф. национальное самосознание определяет как целостную систему психологических установок, определяющую представления, взгляды, самооценки и действия личности в трех плоскостях: этническая самоидентификация; внутриэтнические взаимоотношения и общение; межэтническое общение.
В современном мире человек является носителем целого набора идентичностей — культурной, этнической, профессиональной, конфессиональной и т.д. Но в структуре личности доминантной, особенно в кризисные нестабильные периоды, является этническая идентичность. Она определяется основными базовыми психологическими потребностями личности: в безопасности и защите; принадлежности к обществу, к группе; самобытности и уникальности своего «Я» и уверенностью в себе. Устойчивость же национальной общности зависит от оптимальных форм сохранения традиций. Сохранение позитивной этнической идентичности — социально-психологический механизм сохранения самой русской культуры в целом.
Начавшееся в России возрождение традиционной народной художественной культуры, способствующее воспитанию национального самосознания, рассматривается сегодня как государственная политика, о чем свидетельствует Указ Президента РФ «О мерах государственной поддержки народных художественных промыслов и ремесел» от 7 октября 1994 г.
Изучению русского самосознания посвящено значительное число работ, авторы которых с разных позиций рассматривали данный феномен.
Распространенным в отечественной науке является понятие национального самосознания как осознания индивидом принадлежности к определенной нации как к социально-экономической и политической общности. Но очевидно, что национальное самосознание имеет более сложную многоуровневую структуру, включающую этническое и историческое самосознание, историческую память, этнокультурное сознание, его составляющей является национальная идея, национальный менталитет.
Другое по теме:
Пол и профессиональная деятельность
Занятость женщин профессиональным трудом стремительно росла на протяжении всего XX в. Эта тенденция отчетливо проявилась в развитых капиталистических странах, не говоря уже о нашей стране, где лозунг "кто не работает, тот не ест" ...
Понятие “мотив” и “мотивация”
Существует множество определений мотива.
Мотив - это субъективное отношение человека к своему поступку, сознательно поставленная цель, которая направляет и объясняет его поведение. То есть, мотив - это нечто, что находится внутри челове ...
Общие сведения об Иоанне Дамаскине и его основных трудах. Краткие
биографические сведения о жизни Иоанна Дамаскина
О жизни Иоанна Дамаскина известно очень мало[39]. Родился он около 680 года[40] (по некоторым источникам около 675[41] или даже в начале VIII века) в столице Сирии Дамаске. Он был родом из христианской семьи, жившей в оккупированном мусул ...
