Природа и структура
агрессии в отечественной и зарубежной литературеСтраница 2
Фрустрационная теория (гомеостатическая модель) - это теория, предложенная Д. Доллардом. Она противопоставляется двум, выше описанным. Здесь агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс. Основные положения этой теории звучат так: фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме; агрессия всегда является результатом фрустрации. В отношении побуждения к агрессии решающее значение имеют три фактора: степень ожидаемого субъектом удовлетворения от будущего достижения цели; сила препятствия на пути достижения цели; количества последовательных фрустраций.
То есть, чем в большей степени субъект предвкушает удовольствие, чем сильнее препятствие и чем большее количество реакций блокируется, тем сильнее будет толчок к агрессивному поведению. А если фрустрации следуют одна за другой, то их сила может быть совокупной и это может вызвать агрессивную реакцию большей силы.
Когда выяснилось, что индивидуумы не всегда реагируют агрессией на фрустрацию, Доллард и соавторы пришли к выводу, что подобное поведение не проявляется в тот же момент фрустрации, прежде всего, из-за угрозы наказания. В этом случае происходит "смещение", в результате которого агрессивные действия направляются на другого человека, нападение на которого ассоциируется с наименьшим наказанием. Таким образом, человек, которого удерживает от агрессивности против фрустатора сильный страх наказания, прибегает к смещению своих наладок, направляя на другие мишени - на тех лиц, по отношению к которым у данного индивидуума не действует сдерживающий.
Какие же факторы ослабляют агрессивную мотивацию? Ответ на этот вопрос следует искать в процессе катарсиса, т.е. такие акты агрессии, которые не приносят ущерба, снижают уровень побуждения к агрессии (оскорбление, агрессивные фантазии, удар по столу кулаком - акты агрессии, которые снижают уровень побуждения к последующей более сильной агрессии).
Теория социального научения (бихевиоральная модель). В отличие от предыдущих, эта теория гласит, что агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего образа действий и социальное подкрепление, т.е. идет изучение человеческого поведения, ориентированного на образец. Эта теория была предложена А. Бандурой и объясняет усвоение, провоцирование и регуляцию агрессивного поведения.
Агрессия, приобретаемая посредством:
- биологических факторов (например, гормоны, нервная система);
- научения (например, непосредственный опыт, наблюдение).
Агрессия провоцируется:
- воздействием шаблонов (например, возбуждение, внимание);
- неприемлемым обращением (например, нападки, фрустрация);
- побудительными мотивами ( например, деньги, восхищение);
- инструкциями (например, приказы).
Эксцентричными убеждениями (параноидальными убеждениями)
Агрессия регулируется:
- внешним поощрением и наказанием (например, материальное вознаграждение, неприятные последствия);
- викарным подкреплением (например, наблюдение за тем, как поощряют или наказывают других);
Другое по теме:
Принципы превентивной диагностики и
профилактической работы с несовершеннолетними
В организации и проведении психопрофилактической работы с детьми и подростками в образовательном учреждении важно основываться на общих принципах, превращающихся в конкретном приложении в правила взаимодействия[14].
Позитивный настрой. Л ...
В чем заключается сложность выявления потребностей и интересов участников
конфликта?
Сложность в выявлении потребностей и интересов участников конфликта заключается в том
,
что они могут быть как реальными и обоснованными, так и основываться на неадекватном понимании сложившийся ситуации.
В той связи российский конфликт ...
Базовые стратегии психологических защит
Большое количество сходств меж- и внутриличностных защит доказывает их существенную «взаимозависимость и взаимообратимость».
Существует большое количество способов уберечься от манипуляций, но всё же все они состоят из переплетения шести ...
