Социально-психологическая природа агрессии. Понятие агрессии
Страница 1

Материалы » Сущность и особенности теорий агрессии и подражания (Н. Миллер, Д. Доллард, А. Бандура) » Социально-психологическая природа агрессии. Понятие агрессии

Слово агрессия происходит от латинского "aggredi", что означает "нападать". Оно издавна бытует в европейских языках, однако, значение ему придавалось не всегда одинаковое. До начала XIX века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким. Под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей.

Р. Бэрон и Д. Ричардсон, считают, что агрессия, в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющего все основания избегать подобного обращения с собой. Данное комплексное определение включает в себя следующие частные положения: агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве; в качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам; жертвы должны обладать мотивацией избегания подобного обращения с собой.

Под агрессией, согласно Э. Фромму, следует понимать любые действия, которые причиняют или имеют намерение причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному, а также причинение ущерба вообще всякому неживому объекту.

Агрессивность, по Р.С. Немову, понимается как враждебность - поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред.

"Психологический словарь" (под ред. А.М. Зинченко) предлагает следующее определение: "Агрессия - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности)".

Проявление агрессии весьма разнообразно. Различают два основных типа агрессивных проявлений: целевая агрессия; инструментальная агрессия. Первая выступает как осуществление агрессии в качестве заранее спланированного акта, цель которого - нанесение вреда или ущерба объекту. Вторая совершается как средство достижения некоторого результата, который сам по себе не является агрессивным актом.

Структуру агрессивного проявления предложили в своих работах Заградова Й., Осинский А. К., Левитов Н. Д. Их точка зрения следующая:

1) По направленности: агрессия, направленная вовне; аутоагрессия, направленная на себя.

2) По цели: интеллектуальная; враждебная.

3) По методу выражения: физическая; вербальная.

4) По степени выраженности: прямая; косвенная.

5) По наличию инициативы: инициативная; оборонительная.

Теперь определим, что такое агрессивное действие и агрессивное поведение, агрессивность, так как часто в эти понятия вкладывают один и тот же смысл. Агрессивное действие - это проявление агрессивности, как ситуативной реакции. Если же агрессивные действия периодично повторяются, то в этом случае следует говорить об агрессивном поведении. Сама же агрессивность подразумевает ситуативное, социальное, психологическое состояние непосредственно перед или во время агрессивного действия. Так же хочется отметить, что каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности, так как агрессия является неотъемлемой характеристикой активности и адаптивности человека.

В. Клайн считает, что в агрессивности есть определенные здоровые черты, которые просто необходимы для активной жизни. Это - настойчивость, инициатива, упорство в достижении цели, преодоление препятствий. Эти качества присущи лидерам. Согласно Р. С. Хомансу, агрессию может вызвать ситуация, связанная со стремлением к справедливости. А.А.Реан, К. Бютнер и другие рассматривают некоторые случаи агрессивного проявления как адаптивное свойство, связанное с избавлением от фрустрации и тревоги. Состояние фрустрации - это психическое состояние, характеризующееся наличием стимулированной потребности, не нашедшей своего удовлетворения. Это состояние сопровождается различными отрицательными переживаниями: раздражением, отчаянием.

Т.Р. Румянцева, указывая на различие в понимании агрессивного поведения считает, что сегодня на первый план выдвигается нормативный подход. Согласно этой точке зрения, в определении поведения как агрессивного решающее место должно принадлежать понятию нормы. Нормы формируют своеобразный механизм контроля за обозначением тех или иных действий. Понятие нормы формируется в процессе социализации ребенка. Отсюда, поведение можно назвать агрессивным при наличии двух обязательных условий: когда имеют место губительные для жертвы последствия; когда нарушены нормы поведения.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Условия развития внимания у младших школьников. Процесс развития внимания
Внимание у детей начинает проявляться довольно рано. В первые месяцы жизни для ребёнка характерно только непроизвольное внимание. При этом сначала ребёнок реагирует на внешние раздражители лишь при резкой их смене: при переходе от сумрака ...

В чем заключаются типичные ошибки при проведении переговоров?
Тяжелые ошибки в обсуждении конфликта: · партнер выдвигает в качестве ошибки другого соб­ственный промах; · партнер не выражает полностью свои потребности; · партнер принимает «боевую стойку»; · партнер уходит в оборону; · поведение ...

Сравнительный анализ данных констатирующего и формирующего эксперимента
В проводимом нами экспериментальном исследовании приняли участие шестеро детей. Они были выбраны мной на основании показаний проведённых тестов по шкале Сириса и использования карт наблюдения за поведением ребёнка в школе. Для проведения ...