Генетика и наследственность
Страница 1

Изучение биографий и патографий гениев всех времен и народов приводит к неумолимому выводу: гениями рождаются.

/ Владимир Эфроимсон/

Издавна люди удивлялись тому, насколько велико бывает сходство между ребенком и одним из его родителей и не только внешнее, но и в том, что касается поведения, мимики, жестикуляции, черт характера. Поистине удивительное, иногда на уровне самых незначительных признаков, сходство с родителями замечается даже у новорожденных. А в некоторых семьях, к сожалению, наблюдается более или менее регулярная повторяемость душевных заболеваний. Попытки понять природу передачи признаков по наследству от родителей детям предпринимались еще в древности. Размышления на эту тему встречаются в сочинениях Гиппократа, Аристотеля и других мыслителей. Сейчас этими вопросами ведает такая наука как генетика, и нам без знания ее основ в дальнейшем не обойтись. Генетика представляет собой одну из основных наиболее увлекательных и вместе с тем сложных дисциплин современного естествознания, она изучает основные свойства организмов, а именно наследственность и изменчивость. На протяжении тысячелетий человек пользовался генетическими методами для улучшения и выведения новых пород домашних животных, занимался селекцией растений с целью повышения их урожайности, не имея представления о механизмах, лежащих в основе этих методов. Археологические исследования позволяют предположить, что уже 6000 лет назад люди знали, что физические признаки могут передаваться от одного поколения другому. Но первый, действительно научный шаг в изучении наследственности, был сделан монахом Грегором Менделем. В своих работах, выполнявшихся в период с 1856 по 1863 г., он открыл основные законы наследственности, заложившие базу современной генетики.

Мендель скрещивал сорта пищевого гороха с красными и белыми цветками. Понятие «ген», по Менделю, можно рассматривать как элемент наследственности, определяющий какую-то конкретную характеристику организма, в данном случае окраску цветка. Он может существовать в двух формах, вызывающих развитие красных цветков и белых цветков. Потомство от первоначального скрещивания имело красные цветки, хотя исходные растения имели гены как для красных, так и для белых цветков. Мендель сделал вывод о том, что ген красного цвета преобладает над белым, и поэтому любое наделенное обоими этими генами растение должно быть красным. Когда эти красные растения скрестили друг с другом, стало возможным объединение двух белых генов и получение потомства с белыми цветками. Мендель показал, что наследственные признаки не смешиваются, а передаются от родителей потомкам в виде дискретных (обособленных) единиц. Он ввел понятие доминантных и рецессивных признаков, определив доминантными те признаки, которые переходят в гибридные растения неизменными, а рецессивными те, которые становятся при гибридизации скрытыми. Скрытыми, чтобы проявиться в следующем поколении. Часто родители не узнают себя в детях и удивляются, в кого те пошли, а это характерные черты дедушек и бабушек повторились во внуках и внучках.

История, прочитанная мной в одной из газет, наглядно подтверждает закон Менделя о наследовании характерных признаков организма и закономерности их проявления через поколение. За несколько дней до начала Второй Мировой войны десятиклассница Люся и исследователь-полярник Алексей решили пожениться, но отложили это торжество до его возвращения из экспедиции. На прощание сделали две фотографии, одна осталась у Люси, другую взял Алексей, было это в 1941 году. После войны они не смогли разыскать друг друга. Через много лет Люсина внучка Лена приехала в город Красноярск на учебу. В институте она встретилась с парнем по имени Сергей, возникла взаимная симпатия, и он пригласил девушку домой познакомиться с родителями. Когда Лена рассматривала семейный альбом и увидела знакомое бабушкино фото, то выяснилось, что дедушка Сергея – это тот самый полярник Алексей. Молодые поженились, а родственники, не знакомые с основами генетики, уверены, что любовь передалась по наследству. Но по наследству юноше и девушке передались гены дедушки и бабушки, и если один раз между их носителями при встрече вспыхнуло взаимное влечение, то вполне естественно, что это произошло снова, ведь молодые получили в наследство свойственные их предкам психологические особенности и характерные черты внешности.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Классификация конфликтов, их функции.
Возникновение конфликтов неразрывно связано с разными сферами деятельности человека, поэтому их разнообразие достаточно велико. Поэтому, что бы сориентироваться во всем многообразии конфликтов и выбрать соответствующие методы воздействия ...

Модели управления (руководства)[[3]]. Классическая школа управления.
К началу XX века стали складываться определенные предпосылки для становления научного управления. Возникновение научного управления обычно связывают с работами Ф. Тейлора, в частности с выходом в свет в 1911 году его книги "Принципы ...

Исследование и анализ стилей семейного воспитания и их влияния на развитие детей
Для проведения исследования были выбраны 10 семей дети которых являются учащимися ( …….школы….). Для составления представления о семьях детей и изучения стилей взаимоотношений в семьях были использованы следующие методы: - сбор информац ...