Роль Другого в самопознании
Страница 5

В фантазиях о себе вымышленный (представленный) мир располагается перед человеком. Он является субъектом. В вымышленный мир человек входит как действующее лицо, герой, который одерживает победу, влюбляется, сражается и т.д., но при этом человек не представляет внешний образ самого себя, хотя другие персонажи видятся отчетливыми. От других персонажей он получает ответные реакции на свое собственное поведение как результат впечатления, произведенного на других. Само же действующее лицо переживается изнутри. При чтении художественного произведения происходит то же самое: читатель вживается в героя и переживает его жизнь так, как если бы он сам был героем. При этом домысливание по ходу дела составляет обязательный эмоциональный аспект чтения, порождающий надежды и страхи, а также переживания, которые возникают, когда читатель примеривает судьбы персонажей на себя.(Эко У. Шесть прогулок в литературных лесах С.-Пб.:2003)

Конечно, человек может представить свой собственный образ, свой внешний вид. Для этого необходимо оторваться от самоощущения. Но при этом «Я» уже не будет «Я». самоощущение останется в воображающем, а в полученном образе их не будет. В этом смысле полученный образ будет пустой. Это подобно тому как человек видит себя в зеркале. Он видит только отражение своей наружности, но «Я» остается перед зеркалом. Для «оживления» необходим Другой, его реакции на «Я». Иными словами «Я» должно стать Другим, Другой должен стать «Я». В этом случае «Я» может смотреть на себя глазами Другого. Задача здесь состоит в том, чтобы выразит себя, свое «Я» - самообъективироваться. В самообъективации «я-для-себя» остается в процессе, а не в результате, в результате будет бытие Другим. В этот момент «Я» читателя становится героем среди других героев.

Однако, представление себя другим не является свободным фантазированием; иллюзия имеет логику. Решающую роль в развитии фантазий о себе, как "логичной" иллюзии играет связь с символами, образами, знаками. Символы, образы связаны с языком, а через него со всей существующей системой культуры. Благодаря им индивид приобщается к культурной среде, вступает в отношения с "Другим", объективируется на их основе, начинает существовать как субъект.

В фантазиях человек может наделять себя какими угодно качествами и способностями, что дает человеку возможность по-новому проявить себя, он может прожить заново в качестве любых героев, прожить совершенно любую жизнь, совершить любые поступки, осуществить любые мечты. В реальной жизни человек может осуществить далеко не все свои потребности и желания. Часто этому препятствуют внешние обстоятельства, часто личные особенности. А. Гелен [13] определил человека как существо недостаточное: человек всегда испытывает потребности, но как только он удовлетворяет одну, то появляется новая. Г. Мюррей выделил следующие потребности: в агрессии, в аффилиации, в доминировании, в достижении, в защите, в игре, в избегании вреда, в избегании обвинений, в избегании неудач, в независимости, неприятии, в познании, в осмыслении, в помощи, в заботе о ком-либо, в покровительстве, в понимании, в порядке, в демонстративности, в признании, в приобретении, в противодействии, в сексе, в созидании (в творчестве), в уважении, в унижении [18]. В фантазиях человек способен удовлетворить свои потребности хотя бы частично, представляя себя Другим, удовлетворяющим те или иные потребности. Однако, как заметил Э. Фромм, даже наиболее полное удовлетворение всех инстинктивных потребностей не решает человеческой проблемы; наиболее интенсивные желания и потребности человека не те, что берут начало в его теле, а те, что уходят корнями в особенности его бытия. Э. Фромм [30] выделил универсальные человеческие потребности:

a) потребность в общении, в связи с другими;

b) потребность в творчестве, в трансценденции, в преодолении;

c) потребность в укорененности, в безопасности бытия;

d) потребность в уподоблении, в идентичности;

e) потребность в познании.

Поэтому в фантазиях, в представлении себя Другим следует искать не только и не столько вытесненные желания, как предлагал З. Фрейд, а универсальные потребности, часто неосуществимые в реальной жизни. В этом смысле представление себя другим является компенсаторной фантазией, помогающей человеку справиться с напряжением, вызванным неудовлетворенными желаниями. Поэтому можно сказать, что в представлении себя другим человек часто реализует мечты и желания принципиально неосуществимые в реальной жизни. Однако человек ориентируется не только на свои актуальные желания, живет не только прошлым, но и будущим. Бытие человека не определяется только настоящим или прошлым.

Человек знает свои цели и способен выбирать, а следовательно «обладает максимально возможной на земле полнотой бытия» [7; 47]. Сущность человека не задана изначально, бытие неопределенно. Человек обладает знаниями о себе, но это не означает, что он познал свое бытие, свой «фундаментальный проект». Для этого необходим взгляд из вне. «Я» видит мир вокруг себя, но не видит себя окруженным пространством, не видит себя в мире. «Я» связано с внутренней активностью, а Другой связан с миром. Поэтому Другой важен для понимания человеком своего места в мире. При бытии Другим становится видимым и понятным свое бытие, Я-бытие. Лишь на основе этого возможен выбор субъекта того как он буде писать собственную историю жизни. Существование – это процесс выбора, процесс становления чем-то новым с целью использовать все возможности бытия. Но выбор одной возможности означает отказ от других. Человек в один момент человек выбирает только один модус существования – один способ самопонимания, самоинтерпритации, самовыражения. У человека много модусов существования, но в конкретный момент, в определенный этап своей жизни человек выбирает один или несколько модусов существования. Человек обладает свободой выбора и единственный ответственен за собственное существование, но свобода не всегда гарантирует мудрость. Человек может реализовать свои возможности или отвернуться от них. Чтобы люди могли осуществить мудрый выбор, им необходимо осознавать возможности своего существования. Представление себя другим помогает попробовать иные возможности, выбрать какую-либо возможность. Таким образом, представление себя другим служит задаче самопроектирования, пусть и нереального. Представляя себя другим человек планирует собственное развитие.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое по теме:

Практическое применение системы психолого-педагогической характеристики дошкольников
Составление психолого-педагогического статуса помогает психологу систематизировать информацию о ребенке, о психологических характеристиках важнейших видов его деятельности, поведения и внутренних психических состояний, оказывающих существ ...

Механизмы специфических и неспецифических психологических защит, а так же манипуляции, от которых не следует защищаться
Среди механизмов специфических защит в зависимости от уровня, на котором они действуют, можно выделить три подвида. К первому уровню относятся те, что имеют связь с особенностями угрозы, которую несёт манипуляция. Действуют они в собствен ...

Проблема диагностики развития деятельности
Как уже говорилось, деятельность по определенным ее показателям мы рассматриваем как одно из базовых оснований личности, которое взаимосвязано с другими базовыми основаниями и детерминирует конкретные процессы осуществления разных типов д ...