Мотивация учения и адаптация ребенка в школе
Страница 2

Понятие «школьная адаптация» стало использоваться в пос­ледние годы для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей различного возраста в связи с обучением в школе.

С этим понятием связывают отклонения в учебной деятельнос­ти - затруднения в учебе, конфликты с одноклассниками и т. д. Эти отклонения могут быть у психически здоровых детей или у детей с разными нервно-психическими расстройствами, но не рас­пространяются на детей, У которых нарушения учебной деятель­ности вызваны олигофренией, органическими расстройствами, фи­зическими дефектами. Школьная дезадаптация - это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в фор­ме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, пси­хогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревож­ности, искажений в личностном развитии.

Главная причина школьной дезадаптации в младших классах связана с характером семейного воспитания. Если ребенок прихо­дит в школу из семьи, где он не чувствовал переживание «мы», они в новую социальную общность - школу - входит с трудом. Бессознательное стремление к отчуждению, неприятие норм и правил любой общности во имя сохранения неизменного «я» ле­жит в основе школьной дезадаптации детей, воспитанных в се­мьях с несформированным чувством «мы» или в семьях, где роди­телей от детей отделяет стена отвержения, безразличия.

Другая причина школьной дезадаптации младших школьников заключается в том, что трудности в учебе и поведении осознаются детьми в основном через отношение к ним учителя, а причины возникновения дезадаптации часто связаны с отношением к ре­бенку и его учебе в семье.

Обобщенно картину школьной дезадаптации можно предста­вить следующим образом:

ПРОЯВЛЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Форма дезадаптации

причины

Коррекционные мероприятия

Неприспособленность к предметной стороне учебной деятельности

Недостаточное интел­лектуальное и психо­моторное развитие ре­бенка, отсутствие по­мощи и внимания со стороны родителей и учителей

Специальные беседы с ребенком, в ходе ко­торых надо установить причины нарушений учебных навыков и дать рекомендацииро­дителям

Неспособность произ­вольно управлять сво­им поведением

Неправильное воспи­тание в семье (отсут­ствие внешних норм, ограничений)

Работа с семьей; ана­лиз собственного по­ведения, учителем с целью предотвратить возможное неправиль­ное поведение

Неспособность при­нять темп школьной жизни (чаще встреча­ется у соматически ослабленных детей, детей с задержками развития, слабым ти­пом нервной систе­мы)

Неправильное воспи­тание в семье или иг­норирование взрослы­ми индивидуальных особенностей детей

Работа с семьей, оп­ределение оптималь­ного режима нагрузки ученика

Школьный невроз, или «фобия школы», - не­

умение разрешить про­тиворечие между се­мейными и школьными «мы»

Ребенок не может выйти за границы се­мейной общности -семья не выпускает его (чаще это у детей, родители которых бес­сознательно исполь­зуют их для решения своих проблем)

Необходимо подклю­чение школьного пси­холога - семейная те­рапия или групповые занятия для детей в сочетании с группо­выми занятиями для их родителей

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Виды психических процессов
Общей психологии выделяют различные психические процессы, которые позволяют эффективно работать психике и личности в целом. Одним из важнейших психических процессов является память. Память — это форма психического отражения, заключающая ...

Слухи как условие существования толпы
Одним из важнейших условий формирования и функционирования действующей толпы являются слухи. Слухи — это сообщение о событиях, еще никем не подтвержденных, исходящее от одного или нескольких лиц и передающееся в массе людей от одного к др ...

Особенности положения женщины
Женщины чаще разводятся не потому, что так будет лучше, а потому, что сил больше нет так жить. И про женщин часто говорят, что разводясь, они воюют за свою свободу. Разводясь, женщина нередко сбегает не от мужа, а от самого института брак ...