Мотивация учения и адаптация ребенка в школе
Страница 1

Личностно-ориентированное обучение предполагает прежде все­го активизацию внутренних стимулов учения. Такой внутренней побудительной силой является мотивация учения. По изменениям этого параметра можно судить об уровне школьной адаптации ре­бенка, степени овладения учебной деятельностью и об удовлетво­ренности ребенка ею.

Разработаны различные способы изучения школьной мотива­ции учащихся начальных классов. Предлагаем один из них, на наш взгляд, наиболее интересный.

Детям предлагается сделать рисунки на тему «Что мне нравится в школе». Несоответствие рисунков теме указывает на:

а) мотивационную незрелость ребенка, отсутствие у него школь­ной мотивации и преобладание других, чаще всего игровых моти­вов. (В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные дей­ствия, узоры и прочее);

б) детский негативизм. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к школьным требованиям. (Ребенок упорно отказывается рисо­вать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать);

в) непонимание и неверное истолкование задачи. Чаще всего

это свойственно детям с задержкой психического развития. (Дети ничего не рисуют или копируют у других детей сюжеты, не имею­щие отношения к данной теме.) Такие ситуации оцениваются 0 баллов.

При соответствии рисунков заданной теме учитывается их сюжет:

а) учебные ситуации свидетельствуют о высокой школьной мо­тивации, учебной активности и наличии у школьника познава­тельных мотивов (30 баллов);

б) ситуации не учебного характера с внешними школьными ат­рибутами свойственны детям с положительным отношением к шко­ле по внешней мотивации (20 баллов);

в) игровые ситуации в школе свойственны детям с положи­тельным отношением к школе, но преобладанием игровой моти­вации (10 баллов).

Оценивать уровень школьной мотивации можно также и с по­мощью специальной анкеты, ответы на 10 вопросов которой оце­ниваются от 0 до 3 баллов (отрицательный ответ - 0 баллов, ней­тральный - 1, Положительный - 3 балла).

Вопросы анкеты

1. Тебе нравится в школе или не очень?

2. Утром, Когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешьв школу или тебе хочется остаться дома?

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, ты бы пошел в школу или остался дома?

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

5. Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий?

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни предметы?

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

8. Ты бы хотел, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

9. У тебя в классе много друзей?

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

Шкала оценок

Учащиеся, набравшие 25-30 баллов, характеризуются высоким уровнем школьной адаптации, 20-24 балла характерны для сред­ней нормы, 15-19 баллов указывают на внешнюю мотивацию, 10-14 баллов свидетельствуют о низкой школьной мотивации и ниже 10

баллов - о негативном отношении к школе, школьной дезадаптации.

Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить ди­намику школьной мотивации. Снижение уровня школьной моти­вации может служить критерием школьной дезадаптации ребенка, а его повышение - положительной динамики в обучении и раз­витии. В последнем случае ребенок быстро адаптируется в школе. Он успешно осваивает новую социальную роль - роль ученика, принимает новые требования, овладевает новой для него деятель­ностью, активно вступает в новые отношения. Однако у части де­тей по разным причинам этот процесс протекает довольно сложно и болезненно.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Карточка психологического обследования первоклассника
Фамилия, имя . . Дата обследования Психологические показатели готовности Оценочные уровни 1. Умственная активность 2. Саморегуляция 3. Фонематический слух 4. Словарное развитие 5. Кратковременная память 6. Умозаключение ...

Эмпирическое исследование особенностей переживания депрессии студентами, имеющими разные типы субъектной регуляции. Организация и ход исследования
Для практического подтверждения обозначенных нами теоретических предположений о существовании взаимосвязи склонности к депрессии с типологическими особенностями субъектной регуляции, т.е. тип субъектной регуляции деятельности связан с пер ...

Характеристика креативности, как личностной способности к творчеству. Понятие креативности
«Креативность» (от английского слова «creativity») — уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. Креативность — это способность творить, создавать, привносить чт ...