Дайте характеристику истории и современных тенденций зарубежной конфликтологии.Страница 1
Конфликт как социальное явление впервые был сформулирован в работе Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов»
(1776 год).
В ней высказана мысль, что в основе конфликта лежит деление общества на классы и экономическое соперничество.
Свое теоретическое обоснование проблема конфликта получила в конце XIX – начале XX веков.
Английский социолог Герберт Спенсер
(1820-1903 гг.) рассматривая социальный конфликт с позиций социал-дарвинизма, считал его неизбежным явлением в истории общества.
В современной теории конфликта существует много точек зрения на природу этого явления.
· Социально – биологическая теория
– утверждает, что конфликт присущ человеку, как и всем животным.
Исследователи этого направления опираются на открытую Чарльзом Дарвиным
(1809-1882гг) теорию естественного отбора и из нее выводят идею естественной агрессивности человека вообще. Вслед за Чарльзом Дарвиным появился «социальный дарвинизм»
как направление, сторонники которого стали объяснять эволюцию общественной жизни биологическими законами.
Близкой точки зрения придерживался и американский социальный дарвинист Уильям Самнер
(1840-1910 гг.), утверждавший, что в борьбе за существование гибнут слабые, худшие представители человеческого рода.
Представители социального дарвинизма дали описание разнообразных конфликтов, выявив различные типы агрессивного поведения людей:
территориальная агрессия;
агрессия доминирования;
сексуальная агрессия;
агрессия родителей;
агрессия ребенка;
моралистическая агрессия;
агрессия грабителя;
агрессия жертвы по отношению к грабителю.
· Вторая теория – социально – психологическая, объясняет конфликт посредством теории напряженности.
Наиболее широкое ее распространение относится к периоду Второй мировой войны.
В ее основе лежит утверждение: черты современного индустриального общества неизбежно влекут за собой состояние напряженности у большинства людей, когда нарушается равновесие между индивидом и средой. Это связывается с перенаселенностью, скученностью, обезличенностью и нестабильностью отношений.
· Третья точка зрения, традиционно называемая классовой или теорией насилиясостоит в утверждении: социальный конфликт воспроизводится обществами с определенной социальной структурой.
Среди авторов подобных взглядов на конфликт – Карл Маркс(1818-1883), Фридрих Энгельс
(1820-1895), Владимир Ленин(1870-1924), Мао Дзедун
(1893-1976); немецко-американский социолог представитель неомарксизма Герберт Маркузе
(1898-1979), американский социолог Чарльз Райт Миллс
(1916-1962); представители итальянской школы политической социологии Вильфредо Парето
(1848-1923), Гаэтано Моска(1858-1941).
Материалистическое понимание истории изложено К. Марксом в его книге «К критике политической экономии» (1859 г.), где структура общества представлена четырьмя основными элементами:
производительные силы;
производственные отношения;
политическая надстройка;
формы общественного сознания.
Теория К. Маркса, отводившая классам роль главных носителей политических антагонизмов, в целом правильно описывала западно-европейскую ситуацию середины XIX- конца XX веков.
В настоящее время, не менее важную роль в качестве участников политического действия стали играть территориальные и корпоративные группы.
· Четвертая точка зрения на конфликт принадлежит функционистам:
конфликт рассматривается как искажение, дисфункциональный процесс в общественных системах.
Другое по теме:
Полученные результаты
После проведения исследования нами были получены следующие результаты отдельно по каждому учащемуся.
Саша Л.
Отсутствует подчинение деятельности конечному продукту, отсутствует намерение либо оно противоречит выполняемой деятельности, я ...
Физиологические основы внимания
Что лежит в основе процессов направленности и сосредоточения психической деятельности с точки зрения физиологической? Какие нервные процессы связаны с отбором одних воздействий от других?
В коре больших полушарий мозга протекают два проц ...
Условия развития внимания у младших школьников. Процесс
развития внимания
Внимание у детей начинает проявляться довольно рано. В первые месяцы жизни для ребёнка характерно только непроизвольное внимание. При этом сначала ребёнок реагирует на внешние раздражители лишь при резкой их смене: при переходе от сумрака ...