Дайте характеристику истории и современных тенденций зарубежной конфликтологии.
Страница 1

Материалы » Конфликтология » Дайте характеристику истории и современных тенденций зарубежной конфликтологии.

Конфликт как социальное явление впервые был сформулирован в работе Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов»

(1776 год).

В ней высказана мысль, что в основе конфликта лежит деление общества на классы и экономическое соперничество.

Свое теоретическое обоснование проблема конфликта получила в конце XIX – начале XX веков.

Английский социолог Герберт Спенсер

(1820-1903 гг.) рассматривая социальный конфликт с позиций социал-дарвинизма, считал его неизбежным явлением в истории общества.

В современной теории конфликта существует много точек зрения на природу этого явления.

· Социально – биологическая теория

– утверждает, что конфликт присущ человеку, как и всем животным.

Исследователи этого направления опираются на открытую Чарльзом Дарвиным

(1809-1882гг) теорию естественного отбора и из нее выводят идею естественной агрессивности человека вообще. Вслед за Чарльзом Дарвиным появился «социальный дарвинизм»

как направление, сторонники которого стали объяснять эволюцию общественной жизни биологическими законами.

Близкой точки зрения придерживался и американский социальный дарвинист Уильям Самнер

(1840-1910 гг.), утверждавший, что в борьбе за существование гибнут слабые, худшие представители человеческого рода.

Представители социального дарвинизма дали описание разнообразных конфликтов, выявив различные типы агрессивного поведения людей:

территориальная агрессия;

 агрессия доминирования;

сексуальная агрессия;

 агрессия родителей;

 агрессия ребенка;

 моралистическая агрессия;

 агрессия грабителя;

 агрессия жертвы по отношению к грабителю.

· Вторая теория – социально – психологическая, объясняет конфликт посредством теории напряженности.

Наиболее широкое ее распространение относится к периоду Второй мировой войны.

В ее основе лежит утверждение: черты современного индустриального общества неизбежно влекут за собой состояние напряженности у большинства людей, когда нарушается равновесие между индивидом и средой. Это связывается с перенаселенностью, скученностью, обезличенностью и нестабильностью отношений.

· Третья точка зрения, традиционно называемая классовой или теорией насилиясостоит в утверждении: социальный конфликт воспроизводится обществами с определенной социальной структурой.

Среди авторов подобных взглядов на конфликт – Карл Маркс(1818-1883), Фридрих Энгельс

(1820-1895), Владимир Ленин(1870-1924), Мао Дзедун

(1893-1976); немецко-американский социолог представитель неомарксизма Герберт Маркузе

(1898-1979), американский социолог Чарльз Райт Миллс

(1916-1962); представители итальянской школы политической социологии Вильфредо Парето

(1848-1923), Гаэтано Моска(1858-1941).

Материалистическое понимание истории изложено К. Марксом в его книге «К критике политической экономии» (1859 г.), где структура общества представлена четырьмя основными элементами:

производительные силы;

производственные отношения;

политическая надстройка;

формы общественного сознания.

Теория К. Маркса, отводившая классам роль главных носителей политических антагонизмов, в целом правильно описывала западно-европейскую ситуацию середины XIX- конца XX веков.

В настоящее время, не менее важную роль в качестве участников политического действия стали играть территориальные и корпоративные группы.

· Четвертая точка зрения на конфликт принадлежит функционистам:

конфликт рассматривается как искажение, дисфункциональный процесс в общественных системах.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Интерпретация полученных данных.
Проведенный нами анализ показал, что лидерство взаимосвязано со стилями управления и стратегиями поведения в конфликтных ситуациях. Высокая корреляция присутствует: слабо выраженные качества лидерства – демократический стиль управления ...

Работа личности с экстремальным опытом
Экстремальная ситуация - это такая ситуация, в которой трансформируется бытие личности в жизненном мире. Повседневный модус бытия переходит в неповседневный модус быгия - и создается ситуация, или феномен, трансординарной экзистенциальной ...

Развитие мышления
Особенность здоровой психики ребенка - познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить прич ...