Практическое применение методики ИЖС (индекс жизненного стиля) - механизмов психологической защиты. Исследования врачей Психологического института им. В.М.Бехтерева, лаборатории психологии.
Страница 1

Материалы » Неосознаваемые формы высшей нервной деятельности » Практическое применение методики ИЖС (индекс жизненного стиля) - механизмов психологической защиты. Исследования врачей Психологического института им. В.М.Бехтерева, лаборатории психологии.

Экспериментально-психологическое исследование механизмов психологической защиты с помощью представленной выше методики ИЖС проводилось в рамках ее апробации разными исследователями на различных моделях. Выбор этих моделей был обусловлен, прежде всего, необходимостью отразить специфику МПЗ. Были выбраны больные с пограничными нервно-психическими расстройствами (неврозы), психосоматической патологией (хроническая сердечная недостаточность при ИБС), соматические нарушения у больных с ревматоидным артритом, больные с саморазрушающим поведением (хронических алкоголизм) и, наконец, группа больных с эндогенной психической патологией (вялотекущая шизофрения).

Представленные результаты не отражают всей полноты и сложности интерпретации полученных результатов исследования МПЗ их взаимосвязанности с клиническими и другими данными психологических исследований. Это лишь краткие иллюстрации возможностей методики.

Неврозы.

В рамках проведенного исследования понятия МПЗ и механизмов совладания (копинг-поведения) рассматриваются как важнейшие формы адаптационных процессов и реагирования индивидов на стрессовые ситуации. Проведено сравнительное изучение структуры и выраженности МПЗ у 100 больных неврозами и 100 здоровых людей разной национальности: кабардинцев и русских, проживающих на территории Кабардино-Балкарии (Таукенова Л.М.,1995). Среди 100 больных неврозами – 50 кабардинцев и 50 русских; из них 28 мужчин и 72 женщины.

Достоверные различия при изучении больных неврозами обеих национальностей получены по двум МПЗ: «отрицание» (средние показатели существенно выше у кабардинцев) и «замещение» (средние показатели преобладают у русских). Также установлено, что мужчины обеих национальностей достоверно меньше использовали «компенсацию», чем женщины. А у женщин-кабардинок, по сравнению с мужчинами, значительно выше средний показатель «реактивных образований». Сравнение выраженности МПЗ у больных основными формами неврозов показало, что, вопреки существующим представлениям, больные неврастенией и истерическим неврозом обеих национальностей не различались по показателям «вытеснения» и «отрицания», но показатели «регрессии» у кабардинцев, больных истерическим неврозом, значительно выше.

Хроническая сердечная недостаточность (при ИБС).

Больные с хронической сердечной недостаточностью по сравнению со здоровыми обнаружили повышенную напряженность большинства МПЗ. Это свидетельствует о наличии актуальной психотравмирующей ситуации. Для большинства больных характерны повышенные значения МПЗ «отрицания» и «вытеснения» существующих проблем, что говорит о недостаточном осознании и, более того, активном исключении из сознания определенных, приносящих психологическую боль событий и факторов при их признании.

Высокие значения «проекции», сопряженной с агрессией и «интеллектуализацией» показывают, что если психотравмирующая ситуация все же осознается, проникает в сознание, то, во-первых, больные с сердечной недостаточностью склонны приписывать локализацию вовне неприемлемых для личности чувств, а, во-вторых, они предпочитают «умственный», лишенный эмоциональности, способ преодоления конфликтной или фрустрирующей ситуации без их анализа и переживания. Зачастую чрезмерный контроль эмоций и импульсов, зависимость от рациональной интерпретации ситуации приводит к тому, что больной, оказавшийся в ситуации психологического конфликта, «защищает» себя путем снижения значимости для себя и других причин, вызвавших конфликт.

Ревматоидный артрит.

Исследование проводилось у 98 женщин, больных РА, и в группе здоровых женщин (100 человек) (Савельева М.И., 1995).

Прежде всего отметим, что профиль МПЗ у больных РА значительно сужен по сравнению с нормативной выборкой (достоверно по всем механизмам, кроме «отрицания»), что указывает на существенное снижение адаптивных способностей больных. Анализ доминирующих типов психологической защиты показал, что при РА основными являются «реактивные образования», «отрицание» и «проекция», реже используется «интеллектуализация», «регрессия» и «вытеснение». Это позволяет охарактеризовать больных РА как недостаточно осознающих, отрицающих фрустрирующие и вызывающие тревогу обстоятельства, которые очевидны для окружающих. Больные склонны к отвержению, неприятию собственных эмоционально неприемлемых мыслей и предотвращению их с помощью развития у себя противоположных этим желаниям установок при снижении значимости для себя причин, вызвавших психотравмирующую ситуацию.

Корреляционный анализ показывает, что напряженность большинства МПЗ, за исключением механизмов «вытеснения» и «проекции», отрицательно коррелирует с активностью патологического процесса, т.е. чем активнее процесс, тем в большей степени сужаются возможности использования МПЗ в должной мере; при этом наблюдается согласованное изменение лабораторных и клинических показателей. Также следует отметить, что малая степень активности болезни соответствует отсутствию в арсенале защитного реагирования в качестве основных МПЗ «отрицания», «вытеснения», «замещения». Наиболее же часто в качестве основного механизма выступает «проекция».

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Полученные результаты
После проведения исследования нами были получены следующие результаты отдельно по каждому учащемуся. Саша Л. Отсутствует подчинение деятельности конечному продукту, отсутствует намерение либо оно противоречит выполняемой деятельности, я ...

Общая характеристика внимания
Внимание — это избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления. Внимание не является процессом отражения действительности, оно пред­ставляет собой одну из сторон психической деятельности — ее динамики. О ...

Обработка и интерпретация данных
Первоначально экспериментатор проводит тестирование, выявляя уровень самооценки младших школьников и уровень их учебной мотивации. Первичные данные методик исследователь заносит в Таблицу 1. Тестирование проводится на учащихся 3 классов ...