Становление и развитие семейных отношений в повторном браке
Страница 1

Материалы » Особенности семейных отношений в повторном браке » Становление и развитие семейных отношений в повторном браке

Как утверждают зарубежные и отечественные исследователи, для образования устойчивых, надежных семейно-брачных отношений важен первый брак, и это в большей мере распространяется на мужчин. После неудачного первого брака уверенность в вероятности создания счастливой семьи невелика. Для женщин же он оказывается хорошим уроком. Она успешно использует опыт в новом браке, и его устойчивость становится все более высокой. Но существуют независимые от нашей воли объективные причины для супружеской дисгармонии - кризис в жизни семьи, когда отношения в ней проверяются на прочность. В одних семьях кризис не разрушает целостность и гармонию, а напротив, сплачивает и еще более укрепляет супружеские отношения. В других же семьях кризис нередко заканчивается распадом отношений: разводом супругов, разрывом связей с детьми или родственниками, нарастанием конфликтов.

Большую ценность по этому животрепещущему вопросу представляет психоаналитическое исследование Гельмута Фигдора «Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой». Один из ведущих педагогов-психоаналитиков в немецкоязычных странах, специализирующийся в области душевных проблем, с которыми сталкиваются родители и дети разводов, анализирует причины несостоятельности супругов, не сумевших сохранить семью и вовремя оказать своим детям необходимую помощь. Автор ищет ответ на следующие вопросы: почему развод потрясает детей и наносит травму, сумеет ли дети побороть свой душевный срыв, зарастут ли когда-нибудь их раны, как помочь им пережить послеразводный кризис и др. Было бы ошибочным предположить, - пишет автор, - что хотя с разводом и начинается страдание детей, но с ним кончается кризис родителей. В действительности это вовсе не так и в последнее время появились многочисленные работы, которые исследуют разводный кризис бывших супругов. Личные их проблемы не только не уменьшаются, а наоборот, резко возрастают. Развод приносит многим людям дополнительные психические социальные и экономические проблемы, о которых большинство из них вовсе не предполагало.

Шестьдесят процентов из вступающих во второй брак имеют детей. А это значит, что в процессе создания новых взаимоотношений участвуют более двух человек, следовательно, больше вероятность, что не все пойдет гладко. Число вариантов велико, как и число возможных проблем. Есть семьи, в которых муж или жена имеют детей, семьи, в которых и муж и жена имеют детей, и, соответственно, множество вариантов, как они устраиваются с детьми. В некотором смысле дети приобретают «двойное гражданство».

«Задумайтесь над этим. В разных странах разные деньги, разная еда, традиции и язык, - объясняет Э. Вишер. - Но что случается, если эти две страны находятся в состоянии войны друг с другом? Тогда человек с двойным гражданством оказывается перед дилеммой, раздираемый противоречивыми чувствами. Вот с чем часто приходится сталкиваться падчерицам и пасынкам».

Вишер рассказывает, что она сама узнала все это, когда много лет тому назад второй раз вышла замуж. И у нее, и у ее мужа было по четверо детей от прежних браков. Так как она психиатр, а он психолог, оба думали, что объединение их семейств пройдет на редкость благополучно. «Но мы ошибались», - признается она.

Как указывает С.И.Голод, повторные браки сопровождает клубок противоречий, особенно в тех случаях, когда женщина, имеющая ребенка, рожает и в повторном браке. Пределы семьи становятся расплывчатыми, характер же отношений женщины с бывшим "мужем-отцом" и актуальным "мужем-отцом", ребенка с матерью, отцом и отчимом, сводных братьев (сестер) между собой — неопределенным и запутанным.

Один наглядный образец такой семьи с большой долей тепла и оптимизма реконструирован французским социологом-феминисткой А.Мишель. С ней можно соглашаться или не соглашаться в деталях, но не признать остроты проблемы нельзя. Американцы, в свою очередь, установили ряд эмпирических закономерностей, характерных для подобных семей. Во-первых, супруги, прожившие совместно более семи лет, высказывают большую свободу как в наказании, так и в поощрении неродных детей по сравнению с теми, кто состоял в таких семьях менее трех лет. Во-вторых, пасынки лучше приспособляются, чем падчерицы: девочки хуже мальчиков ладят как с родными, так и с неродными родителями. В-третьих, отношения между мачехой и ее приемными детьми являются самыми сложными и непредсказуемыми. И, в-четвертых, близость во взаимоотношениях между падчерицей-пасынком и родителями уменьшается, когда дети вступают в подростковый период.

Проблема повторных браков - это, прежде всего, конфликт между ребенком и «новым родителем», и в его формировании или устранении немаловажную роль играет мать. Выходя повторно замуж, женщина должна помнить, что создание новой семьи для ее ребенка является такой же травмой, какой был в свое время развод родителей. И подготавливать свое чадо к такому событию нужно постепенно, помогая ему разглядеть все положительные качества будущего отчима. А таковые должны иметься обязательно, иначе, зачем выходить за человека с одними недостатками? Интуитивно каждая женщина может найти свой, индивидуальный подход к обеим сторонам, всегда памятуя о том, что первое время ей придется находиться меж двух огней.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Определение понятия «Психологическая готовность к материнству» и характеристика её составляющих.
С точки зрения исследователя материнства Матвеевой Е.В. основной детерминантой материнского поведения является степень психологической готовности к материнству. Исходная позиция автора состоит в том, что успешность выполнения материнских ...

Выводы
Полученные данные позволяют нам сделать некоторые выводы. 1. В представлениях себя другим человек часто «примеривал» образы, жизни героев. Респонденты видят в героях культурных текстов качества, присутствующие у себя, хотят позаимствоват ...

Карточка психологического обследования первоклассника
Фамилия, имя . . Дата обследования Психологические показатели готовности Оценочные уровни 1. Умственная активность 2. Саморегуляция 3. Фонематический слух 4. Словарное развитие 5. Кратковременная память 6. Умозаключение ...