Теоретический анализ феномена депрессии. Феномен депрессии
Страница 4

В настоящее время имеющиеся данные наиболее согласуются с общей идеей о том, что многие гендерные различия в личностном и поведенческом стиле, уже существующие в детстве, оказывают влияние на возникающие проблемы отрочества так, что приводят к повышению риска развития депрессии у девочек-подростков.

Депрессивными расстройствами в свое время интересовался З. Фрейд [9]. В своей классической статье "Печаль и меланхолия" (1917) он отметил важное сходство, существующее между симптомами клинической депрессии (так иногда называют дистимию) и симптомами, наблюдаемыми при оплакивании потери близких. Фрейд также отмечал, что депрессия может развиваться в ответ на воображаемую или символическую потерю. Однако Фрейд отмечал различие между печалью и депрессией, говоря, что депрессивные люди обладают более низкой самооценкой и более самокритичны.

Многие авторы придерживались поведенческих теорий депрессии. Например, Ферстер (1973) утверждал, что депрессию можно приравнять к состоянию гашения позитивного подкрепления, то есть к состоянию, при котором реакции индивида больше не приводят к позитивному подкреплению [9]. Эту модель развил Левинсон (1974) и предположил, что депрессия может возникать тогда, когда поведение индивида больше не влечет за собой привычного подкрепления или вознаграждения, например, потеря работы. Неудачи, связанные с попытками получить позитивное подкрепление ведут к сокращению усилий и активности, что еще больше подрывает шансы успешно справиться с проблемной ситуацией [9].

Одной из самых ярких теорий депрессий, появившихся за последние 30 лет, была теория Аарона Бека. В то время как наиболее заметными симптомами депрессии единодушно считались аффективные или связанные с настроением, Бек предположил, что предварять и порождать их часто могут именно когнитивные симптомы, а не наоборот [9]. Это значит, что если вы думаете о себе как о неудачнике, то нет ничего удивительного в том, что эти мысли приведут к депрессивному состоянию.

Считается, что приводящие к депрессии убеждения развиваются в детском и подростковом возрасте в результате общения с родителями и другими значимыми взрослыми. Однако Бек показал, что действия текущих стрессоров возбуждают существующие паттерны мышления, порождая паттерн негативного автоматического мышления – мысли, которые зачастую возникают под порогом сознания и подразумевают неприятные пессимистические прогнозы. Обычно эти пессимистические прогнозы сосредотачиваются в трех направлениях, которые Бек называет негативной когнитивной триадой: негативные мысли о себе, негативные мысли о собственных переживаниях и негативные мысли о будущем [9].

Также депрессия может сопровождать некоторые расстройства личности [6]. Например, люди с зависимым расстройством личности периодически испытывают сильную тревогу, когда ощущают напряженность отношений с человеком, от которого они зависят (считают, что сами они беспомощны и от другого человека зависит их выживание и счастье). Если такой человек исчезает, то люди с таким расстройством способны погрузиться в глубокую депрессию. Также считается, что подобная потребность в другом человеке может быть продиктована глубинным убеждением в полном собственном одиночестве.

Страницы: 1 2 3 4 

Другое по теме:

Требования к профессии мужчин и женщин
Лица мужского и женского пола предъявляют к профессиональной деятельности в значительной степени разные требования, видят в ней источник удовлетворения разных потребностей. Юноши на первое место ставят высокую заработную плату и возможно ...

Социально-педагогическая программа социализации подростков отклоняющегося поведения.
Разработка данной программы, прежде всего, ориентировала нас на рассмотрение понятия отклоняющегося поведения. Оценка любого поведения подразумевает его сравнение с какой-то нормой, асоциальное поведение часто называют девиантным, отклоня ...

Стили лидерства и руководства.
Одной из наиболее изученных вопросов в сфере руководства и лидерства является проблема стиля управления. Под стилем управления понимается устойчивая система способов, методов и форм воздействия руководителя, создающая своеобразный почерк ...