Теоретический анализ феномена депрессии. Феномен депрессииСтраница 2
Разграничивают униполярные и биполярные формы расстройств настроения. При униполярных расстройствах, которые встречаются намного чаще, человек переживает исключительно депрессивные эпизоды. При биполярных расстройствах человек переживает как депрессивные, так и маниакальные эпизоды.
Кроме того, расстройства настроения принято дифференцировать:
1) по тяжести — числу дисфункций, переживаемых в различных аспектах жизни, и относительному уровню нарушений, наблюдаемому в данных сферах;
2) по длительности — является ли расстройство острым, хроническим или с периодами сравнительно нормального функционирования между эпизодами расстройства [8].
Хотя большинство расстройств настроения возникает в раннем и среднем зрелом возрасте, подобные реакции могут развиться в любой момент жизни от детства до глубокой старости. Например, по данным одного исследования, приблизительно четвертая часть взрослых сообщили о появлении униполярной депрессии в детском или подростковом возрасте. Некогда считалось, что депрессия, как правило, не возникает в детские годы, но теперь нам известно, что это не так. Хотя и сравнительно редко, тяжелые депрессии наблюдались у детей до подросткового возраста; так, около 2% детей школьного возраста удовлетворяли критериям той или иной формы униполярного расстройства, тогда как, возможно, другие 2% демонстрировали хроническую мягкую депрессию. Даже младенцы могут переживать депрессию в определенной ее форме (обычно известную как анаклитическая депрессия, или отчаяние), если надолго разлучены с человеком, к которому испытывают привязанность, как правило, с матерью, однако исследования убедительно показали, что данная форма депрессии, наблюдаемая у младенцев, является как минимум "прототипом" депрессии, возникающей в зрелом возрасте [8, С.364].
Также имеют место депрессии, не связанные с расстройствами настроения. В силу различных ситуаций человек всегда испытывает ту или иную эмоцию, и, как правило, не одну. Некоторые эмоции характеризуются психологической инертностью - однажды возникнув, они долго не угасают. Примером такой эмоции может служить печаль. Депрессия представляет собой целый комплекс эмоций и чувств, среди которых доминирует эмоция печали [8].
Эмоция печали может играть положительную роль в жизни человека. Представьте только, каким был бы наш мир без этой важнейшей человеческой эмоции. Разве были бы мы способны к формированию крепких, устойчивых связей с людьми, разве дорожили бы ими, если бы возможность разрыва этих связей не вызывала у нас печали? И насколько человечными были бы мы, если бы не умели скорбеть о смерти любимого человека или сопереживать его горю?
Разлука, или отделение, как физическое, так и психологическое, является одним из основных и наиболее распространенных активаторов печали. Вынужденная разлука с семьей или близким другом вызывает у нас печаль, но человек может ощущать одиночество, испытывать печаль, даже находясь в толпе. Психологическая изоляция может принимать самые разные формы, это может быть неспособность к общению, к искреннему выражению своих чувств, неумение завоевать симпатию окружающих. У человека при этом отсутствует чувство принадлежности, он чувствует себя одиноким, покинутым людьми [8].
Пожалуй, самую глубокую печаль у нас вызывает смерть. Смерть близкого друга или члена семьи - это невосполнимая утрата. Мы теряем человека, с которым были связаны долгими и прочными узами, которому посвятили многие часы своей жизни, с которым делили свои радости и беды. Подобная утрата дружеских, любовных отношений вызывает у нас горе.
Другой универсальной причиной печали является разочарование, особенно когда оно вызвано крушением надежд. Подобно разлуке, разочарование иногда приводит к чувству психологической изоляции, одиночества, утраты. Так, человек чувствует себя одиноким, когда ему долгое время не звонит близкий друг, когда любимый человек забывает поздравить его с днем рождения, не приходит на назначенное свидание или не считает нужным поделиться с ним своей радостью. Хотя в подобных случаях человек испытывает множество эмоций, одной из них непременно будет эмоция печали [8].
Униполярные расстройства настроения можно подразделить на несколько разновидностей: дистимия (человек испытывает депрессивное настроение большую часть дня в течение последних двух лет, но тяжесть и устойчивость симптомов не удовлетворяют критериям тяжелой депрессии), расстройство приспособления с депрессивным настроением (когда индивид реагирует дезадаптивно депрессивным настроением на некоторый стрессор, оказывающий на него давление в течение последних трех месяцев; по завершении воздействия стрессора симптомы должны исчезнуть в течение шести месяцев; симптомы, вызванные утратой, сюда не входят) и большое депрессивное расстройство (глубокое и устойчивое депрессивное настроение или безразличие к удовольствиям на протяжении минимум двух недель, как правило сопровождается плохим аппетитом, бессонницей, психомоторной заторможенностью, утомляемостью, ощущением собственной никчемности, мыслями о смерти или суициде) [9].
Другое по теме:
Развитие школьно-значимых психофизиологических функций
А. Фонематический слух, артикуляционный аппарат
1. Нарушений в фонематическом строе речи, в звукопроизношении нет, речь правильна, отчетлива.
2. В фонематическом строе речи, в звукопроизношении есть заметные нарушения (необходимо обсле ...
Анализ деятельности учреждений социально-культурной сферы с подростками
отклоняющегося поведения.
В настоящее время с повышением криминальной активности. Которая обостряется по мере ухудшения экономической ситуации в стране, особо актуальной становится деятельность учреждений социально-культурной сферы.
Заглянем немного назад, когда ...
Результаты исследования особенностей морального поведения
В соответствии с проблемой исследования, целями, задачами, гипотезой, объектом, предметом, а также предложенным комплексом психодиагностических методик на первом этапе исследования мы провели изучение особенностей морально-нравственного с ...