Понятие речи в психологии
Страница 2

♦ резонаторная система, т. е, носоглотка, череп, гортань и грудная клетка.

В основе речи лежит деятельность второй сигнальной систе­мы. Согласно И.П. Павлову, у людей существуют две сигналь­ные системы раздражителей: первая сигнальная система — это непосредственное воздействие внутренней и внешней среды на различные рецепторы (эта система есть и у животных) и вторая сигнальная система, состоящая только из слов. Причем лишь незначительная часть этих слов обозначает сенсорные воздейст­вия на человека. Работа второй сигнальной системы заключа­ется, прежде всего, в анализе и синтезе обобщенных речевых сиг­налов.

Специальными исследованиями установлено, что способ­ность человека к анализу и синтезу речи связана:

♦с левым полушарием головного мозга;

♦со слухоречевой зоной коры больших полушарий — зад­ней частью височной извилины, так называемый центр Вернике:

♦с так называемой зоной Брока, расположенной в нижних отделах третьей лобной извилины.

Кроме того, речь обеспечивается функционированием оп­ределенных физиологических механизмов. Синтагматичес­кие механизмы отражают динамическую организацию рече­вого высказывания и ее физиологические характеристики при работе коры головного мозга. Парадигматические меха­низмы отражают связь задних отделов левого полушария с кодами речи (фонематическим, артикуляционным, семанти­ческим и т. д.).

Переход к осмыслению речевого сообщения возможен лишь после того, как речевой сигнал преобразован. Анализируется он на основе детекторного кодирования, фонематической ин­терпретации головным мозгом полученной информации. Это означает, что нейроны чувствительны к разным звуковым сиг­налам и действуют на основе построения определенной модели опознания слов.

У взрослого человека, владеющего языком, восприятие и произношение опосредуются внутренними физиологически­ми кодами, обеспечивающими фонологический, артикуляторный, зрительный и семантический анализ слов. При этом все перечисленные выше коды и операций, осуществляемые на их основе, имеют свою мозговую локализацию.

Речь в то же время — сложнейшая система условных рефлек­сов. Ее основу составляет вторая сигнальная система, условными раздражителями которой являются слова в их звуковой (устной речи) или зрительной форме. Звуки и начертания слов, будучи вначале для отдельного человека нейтральными раздражителями, становятся условными речевыми раздражителями в процессе по­вторного сочетания их с первосигнальным раздражителем, вы­зывающим восприятия и ощущения предметов и их свойств.

В результате они приобретают смысловое значение, стано­вятся сигналами непосредственных раздражителей, с которыми сочетались. Образовавшиеся при этом временные нервные свя­зи в дальнейшем укрепляются путем постоянных речевых под­креплений, делаются прочными и приобретают двусторонний характер: вид предмета немедленно вызывает реакцию его на­зывания, и, наоборот, слышимое или видимое слово сейчас же вызывает представление обозначаемого этим словом предмета.

Страницы: 1 2 

Другое по теме:

Развитие мышления
Особенность здоровой психики ребенка - познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить прич ...

Пространственно-предметный компонент как основа развития среды. Основные типы развития пространственно-предметного компоненты среды
Образовательная среда – это совокупность всех субъектов, отношений между субъектами, условий, процессов обеспечивающих достижение поставленных целей. Каждому типу образовательной среды соответствует особая организация: пространственно-п ...

Механизмы возникновения межгрупповых конфликтов
К основным механизмам возникновения межгрупповых конфликтов относятся: межгрупповая враждебность, объективный конфликт интересов и внутригрупповой фаворитизм. Межгрупповая враждебность. Фрейд в своих работах впервые описал данный механи ...