Результаты исследования особенностей морального поведенияСтраница 2
Интересен тот факт, что детям, у кого осталось по одной конфете или не осталось совсем, - 5 лет. Что свидетельствует о проявлении эгоцентризма и неумении считаться с желаниями и интересами других. Сравнительные показатели в процентном соотношении представлены в таблице 2.
Таблица 2
Сравнительные данные по результатам методики «О любимой мамочке. Конфеты для мамы» (дети 5-6 лет)
Уровни развития морального поведения Кол-во детей |
0 конфет |
1конфета |
2 конфеты |
3 конфеты |
1 уровень |
2 уровень |
3 уровень | ||
5 лет - |
20% |
15% |
0% |
0% |
6 лет- |
5% |
5% |
35% |
10% |
На основе полученных данных можно сделать вывод о наличии трех уровней развития морально-нравственного поведения дошкольников.
Низкий уровень имеют пять человек: это дети 5 лет (20%), не оставившие ни одной конфеты и объяснившие что съели конфеты, потому что захотелось. Среди детей 6 лет, низкий уровень составляет 5%.
Средний уровень – 11 дошкольников 5 – 6 лет (55%). Из них, 15% - дошкольники пяти лет, и 40% - шестилетние дети. Хотели сохранить конфеты, но «не получилось, нужно было их спрятать – и не видеть». Дети огорчены тем, что не удалось выполнить задуманное. В беседе, чаще дети говорили, что угостили конфетой друга, собачку и т.д., то есть оправдывали свои действия заботой о других, желанием сделать им приятное, не признаваясь что, съели конфеты сами.
Высокий уровень сформированности морального поведения обнаружен у 10% дошкольников в возрасте 6 лет. Ниже приведены некоторые ответы детей, на вопрос: хотелось ли съесть все конфеты.
Вася: Думал сразу съем одну и больше не захочу. А потом все ходил, смотрел, подумал, как мама обрадуется, и больше не смотрел на конфеты (оставил 2 конфеты).
Милана: Я люблю конфеты, но мы всегда дома делимся – и я оставила (3 конфеты).
Дошкольники с высоким уровнем сформированности морального поведения отметили, что думали как приятно будет маме, сестренке, то есть проявляли развитость поведенческого фактора.
У детей 6-летнего возраста представления о моральном поведении более расширены и углубленные. Ребята в отношении к сверстникам и взрослым пытаются проявить уважение, заботу.
Обобщая результаты, полученные по данной методике, можно сделать следующее предположение. Вероятно, в данном случае мотивом детской лжи выступает самозащита, стремление завоевать интерес и признание со стороны окружающих, при этом, не создавая неловкой ситуации, избегая стыда (конфету съел сам, а не отдал кому-либо).
Таким образом, дети осознают несовпадение своего поведения, с тем каким оно должно быть. Поэтому, в данном случае, можно говорить о том, что дети в возрасте 6 лет не просто реагируют и усваивают нравственные нормы, но и применяют для воздействия на себе и на других известные им закономерности человеческих отношений. Они могут хотеть понравиться другому человеку и стараются вести себя так, как от него ожидают взрослые.
Для подтверждения нашего предположения, рассмотрим результаты, полученные по методике «Проигрышная лотерея». Наглядно результаты можно увидеть на рисунке 2.
Низкий уровень -5 человек, в основном дети пяти лет, которые, вытянув проигрышный билет, сказали, что выиграли приз. Взяли приз и спокойно отошли в сторону. С особым интересом следили за другими детьми: выиграют или нет.
Другое по теме:
Характеристика стресса
Стресс – это необычная реакция организма на любое сильное воздействие. «С точки зрения стрессовой реакции, – писал Г.Селье, – не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение или интенсивность по ...
В чем заключаются типичные ошибки при проведении переговоров?
Тяжелые ошибки в обсуждении конфликта:
· партнер выдвигает в качестве ошибки другого собственный промах;
· партнер не выражает полностью свои потребности;
· партнер принимает «боевую стойку»;
· партнер уходит в оборону;
· поведение ...
Особенности теории агрессии и подражания. Фрустрационная теория агрессии Н. Миллера и Д. Долларда
В конце 1930-х годов была сформулирована ставшая впоследствии широко известной в психологической науке гипотеза фрустрации - агрессии. Ее авторами являются Н. Миллер, Д. Доллард, М. Дуб, Д. Маурер и Р. Сиэрс.
Интересно отметить, что, по ...