Практическая часть. Изучение влияния различных средств массовой коммуникации на подростков
Страница 1

Материалы » Влияние периодической печати на формирование агрессивного поведения подростков » Практическая часть. Изучение влияния различных средств массовой коммуникации на подростков

В практическую часть курсовой работы мною включены результаты исследования влияния средств массовой информации на девиантное поведение подростков, с помощью тестов, а также разработки классных часов и родительских собраний, помогающих решить проблему негативного влияния СМИ на формирование у подростков девиантного поведения.

В практической части объектом исследования являются подростки.

С учетом цели исследования определяем следующие задачи работы:

1. Выявить, изучить предпочтение подростков в просмотре телепередач

2. Провести диагностику по выявлению зависимости.

3. Разработать рекомендации для педагогов и родителей по проблеме снижения негативного влияния средств массовой коммуникации.

Для того, чтобы исследовать подробнее и детальнее механизмы влияния СМИ на подростков, было проведено специальное исследование, в декабре 2003 года, путем опроса.

Опрос проводился среди подростков 12-15 лет. Главная цель такого опроса – выявление предпочтения подростков в разных видах СМИ и в просмотре телепередач.

Итак, мы опросили 100 человек. Из всех видов СМИ первое место в предпочтении 60 подростков занимает телевидение, что составляет 60%. 10 человек отдали предпочтение радио (10%), компьютер предпочли 15 человек (15%), интернет – 10 человек (10%), и только 5 человек – литературу (5%).

Итак, используя полученные данные, можно составить диаграмму. (См. Приложение 1, рис.1)

В подростковой среде спросом пользуются самые разные передачи, хотя среди них и выделяются явные фавориты и явные аутсайдеры. Изучение зрительских предпочтений подростков показало, что широко распространенные во взрослой среде мнения об аполитичности подростков не соответствует действительности: фактически все смотрят информационные передачи, причем рейтинг этих передач весьма высок в подростковой среде. Кроме того, ведущие различных информационных передач достаточно часто фигурировали в качестве персонажей, либо героев передач, которым респонденты хотели бы подражать, либо иметь такого (подобного) друга. В целом рейтинг ведущих информационно-политических передач как идеалов в сознании подростков сопоставили, (а иногда даже превосходит) рейтинг героев различных сериалов и художественных фильмов. Итак, 40 человек (40%) предпочтение отдали информационно-образовательным передачам.

В ходе опроса было промерено отношение подростков к демонстрациям противоправных действий различных персонажей информационных и криминальных передач. Результаты показали, что стандартные представления о склонности подростков к просмотру сцен и передач, демонстрирующих насилие и жестокость в целом не верны. В ответах, характеризующих героев такого рода передач, респондентами-подростками были даны оценки и характеристики, адекватные людям с правопослушным поведением. Ни один из респондентов не выбрал в качестве примера для подражания персонаж художественного фильма или криминальной хроники, которого бы все взрослые однозначно характеризовали как преступника, либо правонарушителя.

Анализ опроса показал, что подростки в целом достоверно больше проводят времени за просмотром телепередач, чем молодежь; столь высокий уровень временных затрат на просмотр различных телепередач явно указывает на то, что электронные СМИ играют в подростковой среде роль своего рода социального партнера. Необходимо иметь в виду, что телевизор как социальный партнер весьма специфичен, - отсутствует обратная связь, по крайней мере, немедленная и непосредственная. О таком социальном партнерстве свидетельствуют и данные по предпочтениям тех или иных передач: сравнительно высоким спросом пользуются передачи новостей и иные общественно-политических передач становится особенно очевидным на фоне крайне низкого рейтинга музыкальных передач (всевозможных клипов, концертов современной популярной музыки и прочие) – предпочли 20 человек (20%). Низок рейтинг и у спортивных передач – 10%. Чрезвычайно высоким оказался рейтинг зрительских предпочтений у мультипликационных фильмов – 15%. Это объясняется спецификой мультфильма как вида действия – она состоит в том, что сопереживание приключениям героя мультипликационных фильмов всегда позволяет получить замещенный опыт, не испытывая при этом страданий. Это обусловлено самой техникой мультипликации и жанром соответствующих передач: герой любого мультфильма может быть разорван в куски, с ним могут произойти иные столь же травматические события, из которых он выходит чудесным образом – безо всяких повреждений и урона. Эта гипотеза подтверждается так же рядом ответов, прямо указывающих на существенно больший рейтинг рисованных мультфильмов. Объяснение этого кроется в особенностях психологии детско-подросткового периода; персонажи кукольных мультфильмов являются более «живыми» существами, чем рисованные.

Результаты опроса показывают, что подростки весьма лояльно относятся к рекламе в СМИ; более того, это лояльное отношение распространяется на все типы рекламы – от коммерческой до социальной.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Формула
Существует два способа воздействовать на людей: способ понравиться и способ убедить. / Блез Паскаль / В предыдущих главах достаточно коротко, но я думаю, понятно изложена теория, связанная с волнующим нас вопросом. Теория, которая позво ...

Физиологические основы внимания
Что лежит в основе процессов направленности и сосредоточения психической деятельности с точки зрения физиологической? Какие нервные процессы связаны с отбором одних воздействий от других? В коре больших полушарий мозга протекают два проц ...

Организация и проведение диагностики психических процессов у людей, имеющих экстрасенсорные способности. Цели и задачи исследования
Цель проведения экспериментального исследования — провести сравнительный анализ развития психических процессов у людей, имеющих и не имеющих экстрасенсорные способности. К основным задачам исследования относятся: 1. Организация проведен ...