Теоретические основы агрессивного поведения подростков, вызванного влиянием
средств массовой информации. Понятие о средствах массовой
коммуникации и влияние их на психическое состояние подростковСтраница 1
Средства массовой коммуникации (СМК) - технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение, компьютерные сети), с помощью которых осуществляется распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) на количественно большие, рассредоточенные аудитории.
Дадим определение основным видам СМИ.
Телевидение (от теле… и слова «видение»), область науки, техники и культуры, связанная с передачей на расстояние изображений подвижных объектов при помощи радиоэлектронных устройств.
Радио (от лат. Radio – испускаю лучи, radius – луч), способ передачи информации на расстояние посредством радиоволн.
Компьютер (англ. computer, от лат. Computo – считаю), машина для приема, переработки, хранения и выдачи информации в электронном виде, которая может воспринимать и выполнять сложные последовательности вычислительных операций по заданной инструкции – программе.
Интернет (англ. Internet, от лат. Inter – между и англ. net – сеть, паутина), всемирная ассоциация компьютерных сетей, интегрированная сетевая паутина, состоящая из различных физических неоднородных коммуникационных сетей, обьединенных в единую логическую архитектуру.
Газета (журнал), печатное периодическое издание, в котором публикуются материалы о текущих событиях; одно из основных средств массовой информации.
Благодаря использованию этих коммуникационных средств возникли три подсистемы СМИ: печать, радио и телевидение, каждая из которых состоит из огромного числа каналов - отдельных газет, журналов, альманахов, книжной продукции, программ радио и телевидения, способных распространяться как по всему миру, так и в небольших регионах (областях, районах, округах).
Печать, радио и телевидение представляют собой своеобразный «триумвират» средств массовой информации, каждое из которых обладает рядом особенностей, проявляющихся в виде и способах донесения информации до аудитории.
Однако при наличии специфичных свойств печать, радио и телевидение имеют нечто общее - способность донести до массовой аудитории более или менее оперативно словесно-понятийную и эмоционально-образную информацию.
Но есть и своеобразные черты, принадлежащие только какому-либо одному средству (кинематографическое изображение на телевидении, словесно-буквенная информация в прессе, вневизуальное звуковое сообщение на радио).
Проблема формирование у детей, подростков и молодежи правопослушного социально-адекватного поведения является сложной и комплексной.
Подростковый возраст характерен тем, что именно в этом возрасте молодой человек переходит из состояния детства к взрослому состоянию, то есть меняет способы и варианты взаимодействия с внешним миром.
Одним из ведущих способов для детей и подростков узнать то, какие именно нормы действуют в обществе и непосредственно столкнуться с теми ограничениями, которые налагаются нормами в данном обществе и ознакомиться с теми санкциями, которые возникают за их нарушения.
Основным механизмом взросления является присвоением каких-либо ценностей, правил, образцов поведения. Выбирая образец поведения и способ взаимодействия с внешним миром, подросток ориентируется в первую очередь на успешность демонстративного варианта поведения и, что немаловажно, на легкость копирования представленных образцов.
Одним из инструментов социализации являются средством массовой информации, в особенности электронные – радио и еще в большей степени телевидение. Именно СМИ во многом определяют те образцы поведения, которым склонны подражать подростки и молодые люди. Все сказанное делает электронные СМИ мощным инструментом социального управления и формирования различных социальных норм. Остановимся немного подробнее на вопросе о том, почему средствам массовой информации удается оказывать столь сильное взаимодействие на молодое поколение, и какими механизмами воздействия это достигается.
В настоящее время наблюдается широкое внедрение криминализованных норм в обычное общество. Путей проникновения таких норм насчитывается множество, и едва ли не основным являются СМИ. Тот факт, что СМИ в последнее время играют ведущую роль в формировании общественного мнения, не вызывают сомнения. Согласно закону «О средствах массовой информации» от 27.12.1991года, под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации. [10].
Таким образом, СМИ являются основным и, зачастую, единственным источником информации для населения, не имея в этом деле конкурентов. Соответственно, образы на состояние общества.
Для рассмотрения нами случая присвоения образцов поведения необходима некая совокупность условий. Во-первых, неуспешность подростка, неэффективность реализуемых им способов социального взаимодействия, психологический дискомфорт и прочее, то есть то, что побуждает его искать новых путей самореализации. Во-вторых, явная успешность демонстрируемого поведения, его неоспоримая социальная ценность, привлекательность и яркая эмоциональная окраска. В-третьих, возможность легко скопировать указанное поведение.
Другое по теме:
Почему конфликт можно отнести к трудным ситуациям в жизни человека?
Конфликт можно отнести к трудным ситуациям в жизни человека.
Конфликты в XX веке стали основной причиной гибели огромной массы людей. Две мировые войны, более 200 крупномасштабных войн, локальные войны, репрессии, вооруженная борьба за ...
Тест фонематического слуха
Проверяющий предлагает ребенку: «Давай с тобой задумаем слово, например «окно». Я буду все время повторять его, а потом заменю другим словом, к примеру «табуретка». Как только услышишь это другое слово, сделай вот так (показывает). Этим ...
Каковы основные психологические причины конфликтов?
Согласно бихевиористкой (поведенческой) психологической концепции конфликт понимается как осознанное противоборство индивидов или групп, с противоречивыми интересами с целью осуществления собственного интереса за счет интересов других. ...