Стратегии восприятия музыкального произведения. Характеристики
роли символов в контексте произведения искусстваСтраница 7
Музыкальный символ является универсальной категорией музыкального творчества, он "пронизывает" всю музыкальную систему, функционируя на всех уровнях ее организации. В музыкальном образе существует нечто неизменное, иначе смысл его должен находиться в стадии постоянного оформления, обретая ускользающую текучесть. Композитор, фиксируя замысел в графических знаках, задает как бы остов, которому предстоит обрасти плотью в процессе восприятия, так как звуковая материя богаче схем. Если говорить о соотнесенности общезначимого и индивидуального в процессе символотворчества, то необходимо акцентировать внимание на существовании символики, реализуемой на двух уровнях: общечеловеческом и индивидуальном, в композиторском творчестве и в процессе музыкального восприятия.
Таким образом, можно предположить, что символ в музыке может быть представлен в виде символов выражения и изображения
, дополняющих друг друга.
К символам выражения можно отнести: символическое отображение внутреннего мира человека (человеческого сознания), в свою очередь условно разграничивающиеся на эмоциональную и рациональную символику. Эмоциональную сторону музыки раскрывает так называемая психологическая символика, включающая символы эмоций, чувств, ощущений и переживаний. Рационально-логическую сторону музыки помогает постичь комплекс так называемых философских, этических, эстетических символов.
К символам изображения можно отнести знаковые образования, отражающие предметы и явления окружающего мира - символы природы (стихий Земли, Воды, Воздуха и Огня; животного и растительного мира), символы, передающие особенности внешнего (реального) мира человека (особенности внешнего облика: интонация, жесты, походка, мимика), а также символы мира, созданного человеком (сфера человеческой деятельности, мир искусства).
Символ в музыке может быть разграничен на следующие классы (по Лазутиной Т.В.)[22]:
1. многие символы выражаются в языковой форме, и поэтому можно выделить символы естественных и искусственных языков;
2. по способу отражения действительности музыкальные символы бывают изобразительные (символы подражания качествам, свойствам явлений и предметов, символы кодирования внешней формы, перспективы, пространства, глубины) и выразительные (комплекс "психологических символов": символы переживаний, эмоций, чувств, ощущений, настроений);
3. любые знаки - результат интеллектуальной деятельности человека, но в их происхождении может преобладать та или иная сфера психики, поэтому символы в музыке разделяются на интеллигибельные (умозрительные) и сенсибельные (воспринимаемые чувством). Нередко возникают трудности при их различении в связи с целостностью процесса познания;
4. рационально-логические (символы абстрактных понятий, явлений, философских категорий) и эмоциональные (символы чувств, переживаний);
5. реальные и ирреальные (фантастические существа, вещи, события).
Применяя типологию знака Ю. Борева к искусству музыки, предлагается различать следующие типы музыкальных символов (по характеру и цели функционирования):
· символы принадлежности к культуре, подчеркивающие искусственное происхождение произведения;
· символы эпохи, позволяющие передать колорит конкретной исторической эпохи, направления, стиля;
· символы национальной характерности, функция которых - донести информацию о национальной традиции;
· символы рецепционного ожидания - т. е. настройки слушателя на восприятие музыки, информацию о характере, содержании произведения (здесь показательна роль прелюдии в "малом цикле", включающем прелюдию и фугу И.С. Баха);
Другое по теме:
Этническое возрождение на территории «постсоветского» пространства
Итак, с позиции психолога можно определить этнос как устойчивую в своем существовании группу людей, осознающих себя ее членами на основе любых признаков, воспринимаемых как этнодифференцирующие.
Рост этнической идентичности, затронувший ...
Чем причины конфликта отличаются от мотивации поведения его участников?
За последние годы о мотивации написано так много, что нет нужды еще раз говорить о том, что собой представляет пирамида потребностей по Маслоу, шкала мотивационных и гигиенических факторов по Херцбергу, не говоря уже о более сложных моде ...
Результаты исследования особенностей морального поведения
В соответствии с проблемой исследования, целями, задачами, гипотезой, объектом, предметом, а также предложенным комплексом психодиагностических методик на первом этапе исследования мы провели изучение особенностей морально-нравственного с ...
