Проблема воспитания и обучения одаренных детей
Страница 2

Проблема детской одаренности » Проблема воспитания и обучения одаренных детей

Многочисленные жизненные факты и свидетельства науки показывают, что многие одаренные дети не достигают желаемых успехов на избранном ими пути. Это связано с тем, что высоко одаренный ребенок, обучаясь с детьми, менее одаренными, часто затрачивает мало усилий из-за отсутствия грамотного руководства со стороны педагога. В результате исходная одаренность не только мешает выработке волевых качеств, но и невольно задерживает развитие самих способностей – блестящие задатки такого ребенка не превращаются в столь же блестящие способности, оказываются не использованными. Критикуя теорию врожденных способностей, справедливо подметил Т.В. Лейбниц: «Голые возможности – ничто».

Часто и при переходе на новую ступень образования усугубляется положение одаренных детей. Они оказываются неспособными к систематической напряженной работе и, как следствие, теряют уверенность в себе, разочаровываются в своих возможностях. Признание их избранности сменяется, по их мнению, несправедливостью требований окружающих – создаются условия конфликта.

Исходя из вышесказанного, важнейшим правилом интеграции одаренных детей является обучение на грани, высокой по преодолению трудностей. «Индивидуальный подход в формировании способностей означает обеспечение дополнительной работой тех учащихся, которые легко и быстро овладевают материалом с тем, чтобы довести до нужного напряжения их силы, развивать их способности и в том числе трудоспособность», - утверждали ученые еще советского времени А.Г. Ковалев и В.Н. Мясищев.

Часто родители одаренных детей, во избегании трудностей, сами пытаются заниматься с ними: читают книги, отвечают на вопросы, помогают в творческом самовыражении, что является немаловажным в воспитании любого ребенка. Но чтобы вырастить по-настоящему творческого человека, необходимо, прежде всего, обратить свой взор на себя, на свои отношения с ребенком со стороны.

Самое первое и главное – любить своего ребенка и принимать его таким, какой он есть: радоваться его успехам, быть внимательным к его делам и поступкам, идти за ребенком в развитии его интересов, давать ему возможность выбора, осторожно открывая все новые области знаний, направляя его внимание. Атмосфера доброты, чуткости, внимательности необходима в развитии одаренного ребенка. В обратном случае, способности ребенка могут затихать, угасать из-за отсутствия интереса, насмешек и даже критических замечаний взрослых.

Как показали исследования, для развития творческого потенциала ребенка необходима не только адекватная оценка его сил и возможностей, но даже немного завышенная, благодаря чему у него появится запас сил и уверенность при встрече с неудачами. Ведь на жизненном пути одаренной личности немало трудностей, к которым нужно постепенно готовить малыша, укрепляя его веру в себя.

Родителем необходимо быть примером для ребенка, шире использовать свои знания, умения, навыки, не злоупотребляя помощью специалистов. Тем не менее, не нужно забывать об одном мудром педагогическом правиле – «не навреди». Одаренные дети очень чувствительны и ранимы. Многочисленные учебные нагрузки могут быть слишком утомительны для них. Специалисты центра «Творческая одаренность» считают, что одаренному ребенку необходимо свободное время, когда он мог бы уединиться и побыть наедине с собой.

Принято считать, что воспитание и обучение одаренных детей должно быть нетрадиционным. Большинство программ и техник направлено на включение исследований, экспериментов, гипотез, которые должны включаться во все привычные виды деятельности детей. Наилучшим образом проявлению индивидуальности каждого ребенка способствуют занятия игрового типа. При этом не нужно забывать о роли семьи, теплая атмосфера которой так же необходима в развитии одаренности ребенка.

Итак, стратегия взрослых во взаимодействии с одаренным ребенком, в первую очередь в следующем: прибегать к аналогиям, задавать наводящие вопросы, создавать условия для самостоятельной поисковой деятельности, проявлять терпимость и интуицию.

Страницы: 1 2 

Другое по теме:

Типология суицида
Прежде чем приступить к изучению суицидальной активности нужно внести ясность, какие еще были мнения и теории научных деятелей, которые оставили свой след в развитии суицидологии и заложили основу в данную науку. Зигмунд Фрейд, работая н ...

Виды и проявления одаренности в детском возрасте
Проблема сущности видов одаренности изучалась в работах Н.С. Лейтеса, Э. Меймана, В. Штерна, П. Торренса, И. Торндайка и других ученых. По Лейтесу, общая (умственная) одаренность в зависимости от типа задач была условно разделена на два ...

Классификация видов памяти
Существует классификация основных видов памяти в соответствии с тремя основными критериями: 1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно – логическу ...