Заключение.
Страница 1

Вспомни, вспомни луг зеленый -

Радость песен, радость плясок.

В. Брюсов

При заимствовании терапевтических методов становится актуальным вопрос его адаптации или лучше сказать адаптивности. Излишне заострять внимание на различиях между немецкой и русской ментальностью, или подчеркивать сходства близость обоих культур. К этой теме множество раз обращались классики русской литературы.

Адаптивность метода символдрамы, известного еще под названием Кататимно-имагинативная психотерапия, можно рассматривать с позиции формы, как бы отвечая на вопрос “как?”. Этому вопросу посвящен ряд публикаций Я.Л. Обухова.

При знакомстве с основными правилами методики обращает внимание их довольно жесткая регламентация. Детально расписываются действия психотерапевта, вплоть до реплик, интонаций и хронометрии. Для психотерапевта постсоветской эпохи, который “привык” к довольно смелым экспериментам, если не своим, то, по крайней мере, своих коллег, излишняя “рамочность” метода может показаться ограничивающей. Как следствие может возникать соблазн в излишне смелых и преждевременных интерпретациях индивидуального содержания представляемых образов, которые сводят практически на нет “экологичность метода”. Хорошо известен факт, что часто в ситуациях, когда роль протагониста выполняет психолог или психиатр, образы последних носят гротескный характер, не соответствующий действительной напряженности актуальной ситуации. Вследствие этого возникает определенная толерантность к интерпретациям коллег, что в свою очередь снижает порог ответственности при толковании символики образов и рисунков пациента в терапевтической ситуации.

Символдраматический подход отличается от классического психоаналитического тем, что при символдраме терапевт обращается посредством того, что К.Г. Юнг называл “фантазирующим мышлением”, к структурам психики оперирующими образами, эмоциями, символами. С позиций представлений о межполушарной асимметрии, это, прежде всего, структуры правого, аналогового полушария, деятельность которого не связана прямо с представлениями о времени и пространстве. Косвенным подтверждением это служат обычные ошибки в субъективном восприятии времени при завершении сеанса, а также “условное” отношение к воображаемым перемещениям в образе. Во время сеанса мы предлагаем протагонисту облекать представляемые им образы в слова, что стимулирует активизацию межполушарных взаимодействий и является, по сути, трансцендентной функцией.

Благодаря метафоричности выражения в образах внутренних конфликтов в символдраме обычно смягчаются сопротивления со стороны Я, связанные с принципом реальности, и являющиеся в большей степени логическими, вербальными. Исходя из вышеизложенного, логичным представляется вывод о необходимости крайне сдержанно относится ко всякого рода толкованиям символики образов и рисунков в контексте психотерапии.

Адаптивность метода также имеет и содержательную сторону. Наглядным свидетельством глубокой внутренней связи ландшафтных мотивов являются терапевтические ситуации, в которых пациент, во время представления образа самостоятельно от луга переходит к ручью, а затем к горе при максимально мягком и ненавязчивом ведении его психотерапевтом. Предложение представить именно эти образы воспринимается пациентами очень естественно.

Характерным для мотивов луга и ручья является то что даже в случаях, когда в их символике обозначаются достаточно актуальные внутренние конфликты, субъективное восприятие и чувства в итоге определяются пациентом как положительные, придающие энергию и жизненную силу.

Для идеолога русского символизма Андрея Белого образ “луга зеленого” являл собой символ России, ее новых времен. В статье “Луг зеленый” из одноименной книги, Андрей Белый пишет: “И дышит луг зеленый. И тонкие злаки, волнуясь, танцуют с цветами. И над лугом встает луна. И аромат белых фиалок просится в сердце. И вспоминается тысячелетняя жизнь зеленого луга. И забытая, мировая правда - всколыхнулась, встала, в упор уставилась с горизонта, как эта большая луна.”

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Направления и методы психотерапии, использующие имагинацию

(составлено Х. Лёйнером, 7-ой международный конгресс по Кататимно-имагинативной психотерапии, Вюрцбург, Германия, 20 - 21 мая 1995 г.)

автор

год

Концепция, спектр применения

и название метода

создан.

психо-динамич.

терапия

Поведен- ческая терапия

гипн. Состояние

наличие концепции

регуляр. примен.

фрагм. попутн. примен.

1.

Й. Брейер и З. Фрейд Катартический метод

1894

х

     

х

 

2.

К.Г. Юнг

Активное воображение

A.N. Ammann

1916

1979

х

х

       

х

х

3.

Й.Х. Шульц

Высшая ступень

аутогенного тренинга (АТ)

1932

   

х

х

   

3а.

Роза

Высшая ступень АТ

1975

х

     

х

 

4.

Р. Дезуаль

Le reve йveillй dirigй

L. Rigo

1945

1977

?

?

   

х

х

х

х

 

5.

Х. Лёйнер

Кататимное переживание образов

Техника сновидений наяву

1948

1953

х

   

х

х

 

6.

Я.Л. Морено

Психодрама

Г.А. Лёйц

1959

1974

         

х

7.

J.E. Shorr

Психоимагинативная терапия

1972

       

х

 

8.

A. Lazarus

Мультимодальная поведенческая терапия

1973

 

Х

х

?

х

 

9.

М.Г. Эриксон

Эриксоновский гипноз

Kossack

Классический гипноз, гл. 16

1952

1976

1989

   

х

   

х

10.

Ф. Перлс

Гештальт-терапия

     

х

 

х

11.

Matthews-Simonton

Creighton

Leife-saving Self

awarness-Technique

1976

1980

 

Х

   

х

 

12.

J. Wolpe

Систематическая десенсибилизация

1985

 

Х

   

х

 

13.

Fabre, Maurey

1985

х

     

х

 

14.

Р. Ассаджоли

Психосинтез

         

х

Страницы: 1 2

Другое по теме: