Заключение.Страница 1
				
Вспомни, вспомни луг зеленый -
Радость песен, радость плясок.
В. Брюсов
При заимствовании терапевтических методов становится актуальным вопрос его адаптации или лучше сказать адаптивности. Излишне заострять внимание на различиях между немецкой и русской ментальностью, или подчеркивать сходства близость обоих культур. К этой теме множество раз обращались классики русской литературы.
Адаптивность метода символдрамы, известного еще под названием Кататимно-имагинативная психотерапия, можно рассматривать с позиции формы, как бы отвечая на вопрос “как?”. Этому вопросу посвящен ряд публикаций Я.Л. Обухова.
При знакомстве с основными правилами методики обращает внимание их довольно жесткая регламентация. Детально расписываются действия психотерапевта, вплоть до реплик, интонаций и хронометрии. Для психотерапевта постсоветской эпохи, который “привык” к довольно смелым экспериментам, если не своим, то, по крайней мере, своих коллег, излишняя “рамочность” метода может показаться ограничивающей. Как следствие может возникать соблазн в излишне смелых и преждевременных интерпретациях индивидуального содержания представляемых образов, которые сводят практически на нет “экологичность метода”. Хорошо известен факт, что часто в ситуациях, когда роль протагониста выполняет психолог или психиатр, образы последних носят гротескный характер, не соответствующий действительной напряженности актуальной ситуации. Вследствие этого возникает определенная толерантность к интерпретациям коллег, что в свою очередь снижает порог ответственности при толковании символики образов и рисунков пациента в терапевтической ситуации.
Символдраматический подход отличается от классического психоаналитического тем, что при символдраме терапевт обращается посредством того, что К.Г. Юнг называл “фантазирующим мышлением”, к структурам психики оперирующими образами, эмоциями, символами. С позиций представлений о межполушарной асимметрии, это, прежде всего, структуры правого, аналогового полушария, деятельность которого не связана прямо с представлениями о времени и пространстве. Косвенным подтверждением это служат обычные ошибки в субъективном восприятии времени при завершении сеанса, а также “условное” отношение к воображаемым перемещениям в образе. Во время сеанса мы предлагаем протагонисту облекать представляемые им образы в слова, что стимулирует активизацию межполушарных взаимодействий и является, по сути, трансцендентной функцией.
Благодаря метафоричности выражения в образах внутренних конфликтов в символдраме обычно смягчаются сопротивления со стороны Я, связанные с принципом реальности, и являющиеся в большей степени логическими, вербальными. Исходя из вышеизложенного, логичным представляется вывод о необходимости крайне сдержанно относится ко всякого рода толкованиям символики образов и рисунков в контексте психотерапии.
Адаптивность метода также имеет и содержательную сторону. Наглядным свидетельством глубокой внутренней связи ландшафтных мотивов являются терапевтические ситуации, в которых пациент, во время представления образа самостоятельно от луга переходит к ручью, а затем к горе при максимально мягком и ненавязчивом ведении его психотерапевтом. Предложение представить именно эти образы воспринимается пациентами очень естественно.
Характерным для мотивов луга и ручья является то что даже в случаях, когда в их символике обозначаются достаточно актуальные внутренние конфликты, субъективное восприятие и чувства в итоге определяются пациентом как положительные, придающие энергию и жизненную силу.
Для идеолога русского символизма Андрея Белого образ “луга зеленого” являл собой символ России, ее новых времен. В статье “Луг зеленый” из одноименной книги, Андрей Белый пишет: “И дышит луг зеленый. И тонкие злаки, волнуясь, танцуют с цветами. И над лугом встает луна. И аромат белых фиалок просится в сердце. И вспоминается тысячелетняя жизнь зеленого луга. И забытая, мировая правда - всколыхнулась, встала, в упор уставилась с горизонта, как эта большая луна.”
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Направления и методы психотерапии, использующие имагинацию
(составлено Х. Лёйнером, 7-ой международный конгресс по Кататимно-имагинативной психотерапии, Вюрцбург, Германия, 20 - 21 мая 1995 г.)
|  
 автор  |   
 год  |   
 Концепция, спектр применения  |  ||||||
|  
 и название метода  |   
 создан.  |   
 психо-динамич. терапия  |   
 Поведен- ческая терапия  |   
 гипн. Состояние  |   
 наличие концепции  |   
 регуляр. примен.  |   
 фрагм. попутн. примен.  |  |
|  
 1.  |   
 Й. Брейер и З. Фрейд Катартический метод  |   
 1894  |   
 х  |   
 х  |  ||||
|  
 2.  |   
 К.Г. Юнг Активное воображение A.N. Ammann  |   
 1916 1979  |   
 х х  |   
 х х  |  ||||
|  
 3.  |   
 Й.Х. Шульц Высшая ступень аутогенного тренинга (АТ)  |   
 1932  |   
 х  |   
 х  |  ||||
|  
 3а.  |   
 Роза Высшая ступень АТ  |   
 1975  |   
 х  |   
 х  |  ||||
|  
 4.  |   
 Р. Дезуаль Le reve йveillй dirigй L. Rigo  |   
 1945 1977  |   
 ? ?  |   
 х х  |   
 х х  |  |||
|  
 5.  |   
 Х. Лёйнер Кататимное переживание образов Техника сновидений наяву  |   
 1948 1953  |   
 х  |   
 х  |   
 х  |  |||
|  
 6.  |   
 Я.Л. Морено Психодрама Г.А. Лёйц  |   
 1959 1974  |   
 х  |  |||||
|  
 7.  |   
 J.E. Shorr Психоимагинативная терапия  |   
 1972  |   
 х  |  |||||
|  
 8.  |   
 A. Lazarus Мультимодальная поведенческая терапия  |   
 1973  |   
 Х  |   
 х  |   
 ?  |   
 х  |  ||
|  
 9.  |   
 М.Г. Эриксон Эриксоновский гипноз Kossack Классический гипноз, гл. 16  |   
 1952 1976 1989  |   
 х  |   
 х  |  ||||
|  
 10.  |   
 Ф. Перлс Гештальт-терапия  |   
 х  |   
 х  |  |||||
|  
 11.  |   
 Matthews-Simonton Creighton Leife-saving Self awarness-Technique  |   
 1976 1980  |   
 Х  |   
 х  |  ||||
|  
 12.  |   
 J. Wolpe Систематическая десенсибилизация  |   
 1985  |   
 Х  |   
 х  |  ||||
|  
 13.  |   
 Fabre, Maurey  |   
 1985  |   
 х  |   
 х  |  ||||
|  
 14.  |   
 Р. Ассаджоли Психосинтез  |   
 х  |  ||||||
Другое по теме:
Исследование эффективности использования отдельных видов психологических
защит
	 
Метод исследования: наблюдение 
Срок наблюдения: лето 2010 года 
Место наблюдения: ИКЦ ККП г. Пермь 
Контингент: посетители, руководитель    
Защита   
Пример   
Степень эффективности     
· Всемогущий контроль. 
Например, в следующей сит ...
	
Возможно ли применение уловок и нелояльных приемов в ходе переговоров с
партнерами?
	 
Применение уловок и нелояльных приемов в ходе переговоров с партнерами возможно, однако уловки и нелояльные приемы нарушают правила рационального диалога. 
 Уловки и нелояльные приемы свидетельствуют о том, что не каждым субъектом можно в ...
	
Теоретические основы агрессивного поведения подростков, вызванного влиянием
средств массовой информации. Понятие о средствах массовой
коммуникации и влияние их на психическое состояние подростков
	 
Средства массовой коммуникации (СМК) - технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение, компьютерные сети), с помощью которых осуществляется распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм  ...
	
