Приложение
Страница 8

«семейная фотография». Этот рисунок имеет среднее между «единением» и «Купе» значение. Как в «единении» здесь представлены все члены семьи, между ними нет барьеров, но как в купе, каждый выступает автономно.

«С птичьего полета». Авторы таких рисунков смотрят на свое семейное прибежище как бы с высоты. При этом выделяются два весьма различающихся из подтипа. Одному свойственна центробежная тенденция в отношении семейной системы, другому – центростремительная. Но и в том и в другом случае границы семьи четко очерчены и отделяют ее от внешнего мира. В обоих случаях дети отстраненно наблюдают за обитателями своего домашнего гнезда и за собой в их кругу.

«Осколочная семья». В рисунках этого типа раскрываются семейные ситуации разной степени тяжести. В графическом, а значит, и психологическом пространстве семьи как будто бы отсутствуют признаки межличностной изолированности, не видно явных барьеров и преград. Но их не может быть, поскольку семья разбита, она воспринимается ребенком фрагментарно, бессвязно. Отчуждение, иногда намеренно подчеркнутое, проявляется и по признаку пола, что достаточно характерно для изображения семей младшими подростками. Семейное пространство на таких рисунках выглядит каким-то разреженным, опустело- безрадостным, нереальным. Невольный лаконизм выразительных средств свидетельствует о некоторой общей онтологической обедненности, печать которой лежит на всей жизни ребенка. Вообще многие особенности рисунков детей при их поверхностной оценке свидетельствует о дефектах развития, интеллектуальной недостаточности их авторов (примитивизм, схематизм, неполнота изображения фигур, причудливость форм, расположение частей тела не там, где им положено быть). Однако при этом разные планы рисунков выполняются по-разному, отличаясь степенью совершенства: искажаются, как правило, только люди, а предметный план изображается технично. Все это позволяет предположить, что регресс развития является результатом не столько мозговых дисфункций, сколько длительного, хронического дистресса.

Сами по себе типы изображения семьи, за исключением, пожалуй, последнего и «капсулирования», не дают повода для оценочного подхода: они не являются плохими, ни хорошими и могут быть как-то интерпретированы только в совокупности с другими, логически связанными фрагментами рисунка, то есть в целом смысловом контексте. Вместе с тем материалы рисунков раскрывают особенности личностного развития детей в семье, одновременно выявляя восприятие ими семейной ситуации. Организация расшифровки рисунков может помочь истолковать их символику и получить дополнительную информацию об их смысле. Для этого используется беседа с ребенком по поводу рисунка сразу после того, как он был нарисован; сочинение родителей (только по их согласию); разговор с родителями тех детей, чьи рисунки вызывают наибольшую тревогу.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 

Другое по теме:

Особенности психологической защиты у детей
У ребенка каждый защитный механизм вначале формируется для овладения конкретными инстинктивными побуждениями и связан с определенной фазой индивидуального развития. Побудителем их формирования выступают возникающие в онтогенезе многообраз ...

Развитие чувств
Новые грани чувств ребенка младшего школьного возраста развиваются, прежде всего, внутри учебной деятельности и по поводу учебной деятельности. Конечно, все те чувства, которые появились у него в дошкольном возрасте, продолжают оставаться ...

Формирование и развитие способностей
Зависимость развития способностей от обучения, рассмотренное соотношение задатков и способностей показывает, что, хотя развитие способностей зависит от природных предпосылок, которые далеко не одинаковы у разных людей, однако способности ...