Приложение
Страница 8

«семейная фотография». Этот рисунок имеет среднее между «единением» и «Купе» значение. Как в «единении» здесь представлены все члены семьи, между ними нет барьеров, но как в купе, каждый выступает автономно.

«С птичьего полета». Авторы таких рисунков смотрят на свое семейное прибежище как бы с высоты. При этом выделяются два весьма различающихся из подтипа. Одному свойственна центробежная тенденция в отношении семейной системы, другому – центростремительная. Но и в том и в другом случае границы семьи четко очерчены и отделяют ее от внешнего мира. В обоих случаях дети отстраненно наблюдают за обитателями своего домашнего гнезда и за собой в их кругу.

«Осколочная семья». В рисунках этого типа раскрываются семейные ситуации разной степени тяжести. В графическом, а значит, и психологическом пространстве семьи как будто бы отсутствуют признаки межличностной изолированности, не видно явных барьеров и преград. Но их не может быть, поскольку семья разбита, она воспринимается ребенком фрагментарно, бессвязно. Отчуждение, иногда намеренно подчеркнутое, проявляется и по признаку пола, что достаточно характерно для изображения семей младшими подростками. Семейное пространство на таких рисунках выглядит каким-то разреженным, опустело- безрадостным, нереальным. Невольный лаконизм выразительных средств свидетельствует о некоторой общей онтологической обедненности, печать которой лежит на всей жизни ребенка. Вообще многие особенности рисунков детей при их поверхностной оценке свидетельствует о дефектах развития, интеллектуальной недостаточности их авторов (примитивизм, схематизм, неполнота изображения фигур, причудливость форм, расположение частей тела не там, где им положено быть). Однако при этом разные планы рисунков выполняются по-разному, отличаясь степенью совершенства: искажаются, как правило, только люди, а предметный план изображается технично. Все это позволяет предположить, что регресс развития является результатом не столько мозговых дисфункций, сколько длительного, хронического дистресса.

Сами по себе типы изображения семьи, за исключением, пожалуй, последнего и «капсулирования», не дают повода для оценочного подхода: они не являются плохими, ни хорошими и могут быть как-то интерпретированы только в совокупности с другими, логически связанными фрагментами рисунка, то есть в целом смысловом контексте. Вместе с тем материалы рисунков раскрывают особенности личностного развития детей в семье, одновременно выявляя восприятие ими семейной ситуации. Организация расшифровки рисунков может помочь истолковать их символику и получить дополнительную информацию об их смысле. Для этого используется беседа с ребенком по поводу рисунка сразу после того, как он был нарисован; сочинение родителей (только по их согласию); разговор с родителями тех детей, чьи рисунки вызывают наибольшую тревогу.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 

Другое по теме:

Социометрическое исследование структуры отношений в студенческой группе. Описание эксперимента
Цель эксперимента: Провести социометрическое исследование структуры отношений в студенческой группе. Задачи исследования: 1. Определить социометрический статус каждого члена группы. 2. Определить уровень сплоченности членов группы. Дл ...

Результаты контрольного этапа эксперимента
Реализуя программу формирующего эксперимента, мы сделали вывод о том, что благодаря занятиям по ознакомлению с русской народной культурой, дети старшего дошкольного возраста стали более уверенными в себе, самостоятельными. Это объясняется ...

Потребности юношеского возраста в аспекте психологической поддержки.
В жизненном пути человека можно выделить период, когда вопрос о собственной компетентности субъект впервые ставит перед собой сам - это юношеский период, этап индивидуализации самостоятельное вхождение в мир взрослых, предъявляющее молодо ...