Тест восьми влечений Сонди и его модификация
Страница 5

Материалы » Тест восьми влечений Сонди и его модификация » Тест восьми влечений Сонди и его модификация

Противоположные стремления парализуют друг друга и тогда происходит разрядка потребности, а в эксперименте появляется нулевая реакция по данному фактору. Такая нулевая реакция называется постамбивалентной. Пост-амбивалентная природа нулевых реакций часто проявляется в форме + (перевернутый восклицательный знак). В связи с этим целесообразно измерять степень напряжения потребности не просто суммой амбивалентных реакций, а суммой амбивалентных и пост-амбивалентных, т.е. нулевых реакций. Определив степень напряжения влечений для отдельных побудительных факторов, следует расположить в ряд все восемь степеней напряженности по их силе. Это позволит отличить симптоматические факторы от коренных. Последовательное расположение степеней напряженности тенденций (СНТ) дает возможность установить действительную формулу наклонностей для конкретного испытуемого.

Классы влечений.

Анализ формулы склонностей удобен для определения естественных или болезненных тенденций. Для изучения характерологических свойств следует определить тот класс склонностей, к которому данный индивид принадлежит. При определении класса влечений принимаются во внимание те разности внутривекторного напряжения, которые можно установить между двумя факторами внутри единого вектора. По каждому вектору могут просчитываться два варианта РВН, Всего могут быть выявлены 8 вариантов РВН: Sh Ss, Ре, Р hy, Sch k, Schр, Сd, С m. Эти 8 вариантов РВН, т.е. всех возможных разниц внутривекторной напряженности, показывают тот класс влечений, к которому в момент исследования может быть отнесен обследуемый индивид. При этом рассматриваются 4 основных варианта внутривекторных разниц напряжения. Одна из них - самая большая, и другая - самая маленькая, отделяются от других и сравниваются между собой. Индивид относится к тому классу влечений, который выявляется как наиболее динамичным. Критической, скрытой и неудовлетворенной является именно та потребность, которая составляет специфическую основу характера и соответствует болезненной склонности. Если в векторе ведущего влечения, отраженного парой внутривекторных Факторов, одна из потребностей удовлетворяется, а вторая - нет. то этот вектор выявляет насущную проблему данного индивида. Именно эта склонность становится опасной. разрушительной для личностной гармонии. Поэтому вектор, показывающий самую высокую РВН, выявляет наиболее опасное влечение. На основании самых высоких РВН различаются 8 классов, классы влечений строятся на основании выявленных критических влечений, обнаруживающих самую высокую разницу внутривекторного напряжения между входящими в нее факторами.

Для определения класса влечений следует выделить следующие моменты:

1. Тот вектор, который показывает самую большую РВН, а следовательно и самую большую латентность, указывает на источник опасности, угрозу стабильности.

2. Вектор, обнаруживающий самую малую РВН и самую низкую степень латентности, должен ориентировать на привычные механизмы защиты и ухода от фрустрации.

3. Векторы влечений, обнаруживающие среднюю степень латентности могут играть прогрессивную или регрессивную роль в зависимости от того, как велика разница напряжения по сравнению с самой высокой и самой низкой степенью латентности всего ряда.

Латентность может быть следствием: во-первых, чрезмерно большой величины потребности, причем потребность остается неудовлетворенной и тогда, когда "Я" осознается как удовлетворенное. Это тот случай, когда серия исследований дает постоянно или почти постоянно положительные реакции. Во-вторых, неудовлетворенное состояние какой-либо потребности может наступить через ее вытеснение. Если вытеснение происходит под давлением внешних сил, то мы говорим о приспособлении индивида к среде. Если же под влиянием собственного "Я" или "сверх-Я", то речь идет о защите. И то и другое обнаруживается через отрицательные реакции.

Но не только постоянно отрицательные, но и постоянно положительные реакции могут манифестировать угрозу для индивида, особенно когда парное влечение в рамках определенного вектора удовлетворено, и, следовательно, разница напряжения достигла максимальной величины. На основании этого подхода каждый из 8 классов влечений можно разделить на 2 подкласса, из которых один подкласс является показателем латентности положительной реакции, а другой - показателей отрицательной. Причем эти данные мы можем получить только как результат многократных исследований или, по крайней мере, двух-трех выборов, проведенных в течение одного, но лучше - нескольких дней. Особенно информативно исследование, которое проводится при разных состояниях обследуемого лица: в норме - в состоянии спокойствия и при эмоциональной напряженности, в периоды переживания позитивных и негативных событий его жизни, а у больных - в состоянии обострения болезненных проявлений и в период хорошего самочувствия.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другое по теме:

Борьба с рассеянностью
Учителю надо различать три вида рассеянности учащихся. Ученик может не слушать объяснений учителя, отвечать невпопад на его вопросы не потому, что невнимателен вообще, а потому что его внимание занять другим, например мыслями о том, что с ...

Методы психодиагностики младших школьников на уроке
Применяя различные методические средства, психолог получает всё более и более точную картину индивидуальных особенностей человека в той мере, в какой это необходимо для выявления и психологической оценки решающего фактора развития. В рабо ...

Коммуникативные барьеры общения
Коммуникативными помехами может быть механический обрыв информации и отсюда её искажение; неясность передаваемой информации, в силу чего искажается изложенная и переданная мысль; эти варианты можно обозначить как информационно-дефицитный ...