Бесконечность человека
Проблема бесконечности (неконечности) человека интересовала многих философов. В трудах С.Л. Рубинштейна акцент делается на понимании человека как микрокосма, В. А. Петровского, который рассматривает способность трансцендировать, считая выход за пределы себя, за пределы предустановленного главнейшим свойством личности [28, 32]. Неконечность личности характеризует сущность человека, представляет одно из сущностных специфически человеческих свойств. Стремление к новому есть первая потребность человека, как писал Стендаль. Сущность человека «характеризуется тем, что он открыт миру . Быть человеком — значит выходить за пределы самого себя. Я бы сказал, что сущность человеческого существования заключается в его самотрансцендировании»[37].
Психологической формой воплощения этого свойства является способность преодоления ограниченных, привычных представлений, знаний о мире и о себе, способов, отношений и пр. Содержание, формы и степень (уровни) такого преодоления — так называемая неконечность личности — различны. Эта способность является одной из важнейших основ личности. Она тесно связана с другими базовыми основаниями и определяет успешность присвоения нового, творческие возможности человека, его направленность на саморазвитие.
Как указывает Непомнящая Н.И., интерес дошкольников к новому общеизвестен. Излишне приводить примеры тому, какое удовольствие, радость испытывают дети этого возраста, когда им рассказывают, показывают что-либо новое. Но насколько активны и самостоятельны дети в присвоении и поиске нового, каковы эти активность и самостоятельность, каково интересующее детей новое. Ответы на этот вопрос очень важны в связи с задачами успешности обучения и др. В основе успешного освоения ребенком знаний, способов, норм поведения, отношений, форм деятельности лежат именно личностное приятие, активное присвоение, стремление к самостоятельному поиску нового. Творческое отношение является, как показали исследования, одним из главнейших личностных оснований успешности учебной, трудовой и любой другой деятельности[23]. Однако к концу дошкольного возраста и фантазирование детей, и их творчество в играх существенно снижаются, угасают, У подавляющего большинства 6-летних детей активность, самостоятельность в отношении к новому выражены слабо, более того, для них характерна часто переходящая в инертность, стереотипность привязанность к старому, привычному. Физиологи также отмечают, что многим детям в 6 лет свойственна инертность нервных процессов. Результаты исследований свидетельствуют, что причины такой инертности не только физиологические, но и психологические и связаны они с условиями воспитания детей, особенностями их личности. В частности инертность, стереотипность знаний, способов действий, характерные для детей с ценностностью реально-привычного функционирования, нередко сохраняются у детей и с другими типами ценностности.
При этом преодоление привычных представлений, знаний, способов рассматривается как способность личности, как одно из важнейших базовых оснований ее[25]. Именно значимость- ценностность неограниченности, неконечности представления о себе, отношения к себе, к своему «Я», потребность в изменении себя являются главным условием развития способности выхода за пределы привычных, ограниченных, т. е. конечных представлений и знаний о внешнем мире, основой личностного принятия нового, творческого отношения к любому делу, саморазвития[25].
Другое по теме:
Сущность тренинговых методов
В нашей обыденной жизни происходят разнообразные события. Проживая события, мы приобретаем опыт переживаний, формируем жизненные представления, вырабатываем субъективные отношения, приобретаем необходимые умения. На тренинге должно осущес ...
Умственное развитие. Устная и
письменная речь
Первые годы жизни ребенка, как мы уже говорили, сензитивны к развитию речи и познавательных процессов. Именно в этот период у детей появляется чутье к языковым явлениям, своеобразные общие лингвистические способности - ребенок начинает вх ...
Стратегии восприятия музыкального произведения. Характеристики
роли символов в контексте произведения искусства
В искусстве, как известно, особая роль принадлежит символам. Проблема символичности искусства возникла давно, интерес к ней наблюдается с древнейших времен.
Любое произведение искусства характеризует наличие художественного образа. Сущес ...