Творческий процесс и его содержание
Страница 2

Материалы » Психологические особенности творческой личности » Творческий процесс и его содержание

Теоретизируя, Пуанкаре изображает творческий процесс (на примере математического творчества) как последовательность двух этапов: 1) комбинирование частиц – элементов знания и 2) последующий отбор полезных комбинаций.

Пуанкаре замечает, что комбинирование происходит вне сознания — в сознании возникают уже готовые «действительно полезные комбинации и некоторые другие, имеющие признаки полезных, которые он (изобретатель) затем отбросит». Возникают вопросы: что за частицы участвуют в бессознательном комбинировании и как происходит комбинирование; как действует «фильтр» и что это за признаки, по которым он отбирает некоторые комбинации, пропуская их в сознание.

Труд наполняет сферу сознания содержанием, которое затем будет перерабатываться бессознательной сферой.

Бессознательная работа представляет собой отбор типичного; «но как та работа совершается, об этом, конечно, нельзя судить, это тайна, одна из семи мировых загадок». Вдохновение есть «перекладывание» из бессознательной сферы в сознание готового вывода.

Что же касается изобретений, то П. К. Энгельмейер полагал, что работа изобретателя практически так же состоит из трёх актов: желание, знание, умение.

Желание и интуиция, происхождение замысла. Эта стадия начинается с появления интуитивного проблеска идеи и заканчивается уяснением её изобретателем.

Возникает вероятный принцип изобретения. В научном творчестве этому этапу соответствует гипотеза, в художественном — замысел.

Знание и рассуждение, выработка схемы или плана. Выработка полного развёрнутого представления об изобретении. Производство опытов — мысленных и действительных.

Умение, конструктивное выполнение изобретения. Сборка изобретения. Не требует творчества.

«Покуда от изобретения имеется только идея (I акт), изобретения ещё нет: вместе со схемой (II акт) изобретение даётся как представление, а III акт даёт ему реальное существование. В первом акте изобретение предполагается, во втором — доказывается, в третьем — осуществляется. В конце первого акта — это гипотеза, в конце второго — представление; в конце третьего — явление. Первый акт определяет его телеологически, второй — логически, третий — фактически. Первый акт даёт замысел, второй — план, третий — поступок».

Так же и в художественном творчестве. Творческий процесс немыслим без воображения, которое позволяет комбинационно– творчески воспроизводить цепь представлений и впечатлений, хранящихся в памяти.

И хотя доля творческого процесса, приходящаяся на разум, возможно, количественно не преобладает, качественно она определяет многие существенные стороны творчества. Сознательное начало контролирует его главную цель, сверхзадачу и основные контуры художественной концепции произведения, высвечивает «светлое пятно» в мышлении художника, и весь его жизненный и художественный опыт организуется вокруг этого светового пятна.

Таким образом, в творческом процессе взаимодействуют бессознательное и сознательное, интуиция и разум, природный дар и приобретенный навык.

Страницы: 1 2 

Другое по теме:

Оценка степени изученности проблемы
Проблема детской одаренности достаточно широко изучена как в отечественной, так и в зарубежной психологии в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова, Н.С. Лейтаса, Дж. Гилфорда и многих других. Учеными были разработаны теорет ...

Анализ и интерпретация результатов исследования
В нашем исследовании приняли участие 17 супружеских пар (50% женщин и 50% мужчин в возрасте от 17 до 74 лет), стаж совместной жизни которых от 2 до 51 года. Респондентам предлагалось оценить себя по 128 личностным характеристикам. Для н ...

Пространственно-предметный компонент как основа развития среды. Основные типы развития пространственно-предметного компоненты среды
Образовательная среда – это совокупность всех субъектов, отношений между субъектами, условий, процессов обеспечивающих достижение поставленных целей. Каждому типу образовательной среды соответствует особая организация: пространственно-п ...