Введение

В широком круге вопросов политического, экономического и социального развития страны особое место уделяется проблемам человека. Такое акцентирование проблем человека актуализирует значимость социально- психологических исследований и необходимость усиления их прикладных аспектов.

Особенно важной в этой связи становится проблематика социально-психологического воздействия и часто обозначается термином «социально- психологический тренинг».

Указанная форма групповой работы исчисляет свою теорию более чем тремя десятилетиями и уже характеризуется широкой степенью использования в реальной психологической практике. Различные формы социально- психологического тренинга на Западе в основном группируются вокруг ведущих теоретических ориентации западной социальной психологии психоанализа, необихивиористской ориентации, когнитивизма и экзистенционально - гуманистической психологии.

В отечественной практике психологического воздействия социально-психологический тренинг используется как составная часть подготовки руководителей коллективов и различного профиля специалистов, в силу специфики своей деятельности органически включенных в общение: учителей, психологов, врачей и др. Позже он стал применяться в коррекции супружеских отношений, в сфере отношений между родителями и детьми, для коррекции возникших нарушений в ходе технического развития детей. С этой целью в нашей стране стали готовить кадры для психологической работы по вопросам коррекции и развития детей. Выполнения данного социального заказа выявило острую необходимость определения эффективности вообще и отдельных методов психокоррекционной работы в частности. Заметим, что термин - социально-психологический тренинг - не является однозначным. В отечественной литературе используются и другие термины: активная социально-психологическая подготовка, активное социальное обучение, лабораторный тренинг, группы интенсивного общения, группы открытого общения и др.

Термин «социально-психологический тренинг» впервые был введен в научный обиход в ГДР М. Форвенгом, и в своей работе мы остановились именно на этом термине.

На современном этапе дошкольный и младший школьный возраст является одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка. Многие основные его свойства и личностные качества формируются в данный период жизни. От того, как они будут заложены, во многом зависит все его последующее развитие.

В настоящее время увеличилось количество детей, имеющих нарушения в ходе психического развития.

Поэтому проблема своевременной коррекции на раннем этапе является весьма актуальной. Подобная необходимость связана с тем, что хотя многими авторами рассматривается возможность и необходимость коррекции психического развития детей различными методами (О.В. Куликовская, И.А. Левочкина, Ш. Левич, Е.И. Рогов и др.), однако область ее применения в младшем школьном возрасте крайне мала.

Данная проблема легла в формулировку темы нашей работы: тренинги общения с младшими школьниками как средство школьной дезадаптации.

Структура работы позволяет сделать теоретический анализ работ Ю.Ф. Гребченко, Н.Н. Лебедевой, Г.А. Лэндрета, М. Клейн, Л.Франка, и др. Однако, методологической базой работы является работы отечественных исследователей, таких как Л.С. Выгодский, Л.И. Божович, М.И. Мессина, Л.М. Костина, И. Вачков, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Д.Б. Эльконин, А.С. Спиваковская и др. Физиологическая обусловленность применения тренингов в психокоррекционной работе с детьми связана с исследованиями A.M. Вейн, А.И. Захарова, О.А. Колосова, А.Д. Соловьева, в которых раскрывается специализация больших полушарий головного мозга и отличается возможность восстановления активности правого полушария, способствующею общему оживлению эмоциональной активности, путем игровых упражнений.

Методы исследования: Психологический тренинг (групповой тренинг)

Тренинги и тренинговые упражнения: Игровой метод.

База практики: Тракторозаводский район, ул. Горького-11, Школа №18

Структура работы: Теоретическое обоснование и описание применения методов психологического тренинга при работе с младшими школьниками.

Теоретическая значимость: Изучение научной литературы по применению методов психологического тренинга.

Практическая значимость исследования: Апробирование и системы работы по снижению школьной тревожности детей младшего школьного возраста и отслеживание динамики результатов эксперимента.

Другое по теме:

Патриотизм как моральная позиция
Так же мы можем заметить, что некоторые другие источники определяют патриотизм, как моральную позицию. Словарь Ожегова характеризует мораль, как нравственные нормы поведения, отношения с людьми. Так как моральные нормы должны соответствов ...

Пространственно-предметный компонент как основа развития среды. Основные типы развития пространственно-предметного компоненты среды
Образовательная среда – это совокупность всех субъектов, отношений между субъектами, условий, процессов обеспечивающих достижение поставленных целей. Каждому типу образовательной среды соответствует особая организация: пространственно-п ...

Планирование экспериментального исследования по теме влияния уровня учебной мотивации и самооценки младших школьников на выбор уровня трудности учебного задания. Формулировка цели, предмета, объект
В нашей работе мы исследуем взаимосвязь уровня учебной мотивации и самооценки младшего школьника с выбором уровня трудности учебного задания. Цель исследования: выявить взаимосвязь учебной мотивации и самооценки и выбора уровня трудности ...