Диагностика взаимоотношений в спортивной команде
Страница 2

Материалы » Социально-психологический климат в спортивной команде » Диагностика взаимоотношений в спортивной команде

Краткое описание методики.

Основной инструмент методики — социо­метрические критерии (вопросы), которые предназначены для выявле­ния особенностей межличностных отношений членов группы. Предла­гаются два типа критериев — формальные и неформальные.

Социально-психологическая структура малой группы определяет­ся с помощью количественного и сравнительного анализа ответов испытуемых минимум на два вопроса — на один формальный и один не­формальный. Максимальное число критериев в опыте: для детей и подростков 1-3, студентов 2-4, для взрослых и пожилых людей — не более 7 критериев. Число выборов (d) может быть ограниченным («Выберите только одного (двух, трех ., не более пяти) членов груп­пы .») либо неограниченным (в этом случае теоретически возмож­ным число выборов равно (N-X), где JV — число членов изучаемой группы.

Предлагаются два способа обработки результатов социометриче­ского опроса: 1) табличный способ с помощью социоматрицы выборов 2) графический способ с помощью социограммы или рисунка.

На основе данных социоматрицы выборов подсчитываются два пер­сональных индекса: 1) индекс социометрического статуса члена груп­пы, характеризующий его личное влияние на структуру малой груп­пы; 2) индекс эмоциональной экспансивности, характеризующий по­требность испытуемого во влиянии на других членов группы (данный индекс высчитывается при использовании процедуры неограничен­ного числа выборов из (JV-1) возможности, где N — число членов изу­чаемой группы). Для процедуры с лимитом выборов данный индекс малоинформативен.

4) Выявление склонности к конфликтным взаимоотношениям.

Для выявления предрасположенности человека к конфликтным взаимоотношениям в совместной спортивной дея­тельности применяется тест Томаса, адаптированный в нашей стране проф. Н. В. Гришиной. В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных ва­риантов в 12 суждениях о поведении индивида в конфликтной ситуа­ции. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.

Обработка данных опроса. За каждый ответ А или Б приписывается один балл. Количество баллов, набранных испытуемым по каждой шка­ле, дает представление о выраженности у него тенденции к проявле­нию соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях. Тест можно использовать в групповом варианте — как в сочетании с други­ми тестами, так и отдельно. Затраты времени на опрос одного испы­туемого — не более 15-20 мин.

5)Социально-психологический анализ взаимовлияний в команде.

Для этого теста используется ряд заданий:

Задание 1. Анализ ситуаций общения тренера со спортсменами в ходе соревнования.

Задание 2. Анализ конфликтов во взаимоотношениях спортсменов.

Задание 3. Предупреждение и разрешение конфликтов в общении членов команды.

Задание 4. Организация социально-психологического тренинга взаимовлияний в команде.

6)Социально-психологические методы формирования и изучения командной сплоченности.

Считается, что сплоченность игроков команды влия­ет на успешность ее соревновательной деятельности. Однако в прак­тике спорта встречаются и обратные примеры, особенно в профессио­нальных командах.

Командная сплоченность является социально-психологическим групповым феноменом, объективно выражающимся в сыгранности, а субъективно — в чувстве общности членов команды, обозначаемом в речи словом «Мы» и противопоставлением себя соперникам словом «

Они».

Используются задания:

Задание 1. Принципы и упражнения для формирования командной сплоченности.

Задание 2. Измерение психологической атмосферы в команде.

Задание 3. Изучение привлекательности команды для спортсменов.

Задание 4. Изучение влияния соревнований на личность спортсменов.

Задание 5. Изучение влияния зрелищных эффектов на психику соревнующихся спортсменов.

Задание 6. Изучение отношения спортсменов к конкретному соревнованию.

Психодиагностика личности оказывает помощь учителю и воспитателю в решении большинства как принципиальных, так и ситуативных вопросов. Важно, чтобы школьный психолог, консультирующий педагога, обладал не только высокой общеметодической компетентностью, но и понимал существо тех проблем, на решение которых направлена его помощь.

Страницы: 1 2 

Другое по теме:

«Фазы кризиса» старшего дошкольного возраста.
Принято выделять несколько так называемых «фаз кризиса» старшего дошкольного возраста <3>. У дошкольников, запаздывающих с переходом в школу. 1. Докритическая фаза, Игра в общей структуре деятельности ребенка постепенно начинает о ...

Приложения
Приложение 1 Шкала тревожности Сириса Инструкция эксперту: Оценить каждое утверждение одним из следующих баллов: 0-признак отсутствует; 1-признак слабо выражен; 2-признак достаточно выражен; 3-признак резко выражен. Утверждения: 1. ...

Теоретическая часть. ‘’Мотивы выбора профессии”. Анализ теоретических подходов к проблеме мотивации
В современной психологии термином "мотив" (мотивация, мотивирующие факторы) обозначаются совершенно разные явления. Мотивами называют инстинктивные импульсы, ибо логические влечения и аппетиты, а равно переживание эмоций, интерес ...