Материнское отношение к ребенку-аутисту в зависимости от наличия в семье
здорового сибсаСтраница 1
Обследовано 50 матерей (в возрасте от 24 до 49 лет) детей с ранним детским аутизмом (РДА) в возрасте от 4 до 14 лет, посещающих специальную группу по коррекции РДА при Институте коррекционной педагогики РАО. Все обследованные матери были психически здоровы, и только в трех случаях отмечалась наследственная отягощенность по линии ближайших родственников (дедушки, бабушки). Нас интересовала связь материнского отношения к ребенку-аутисту с наличием в семье здорового сибса. Есть ли различия между материнским отношением к здоровому и больному ребенку и сглаживает ли такая ситуация стресс матери от неполноценного общения с аутичным ребенком? В 27 случаях в семье был один ребенок и в 23 — двое, причем из них 10 матерей имели старшего ребенка с РДА, а 13 — младшего. В исследовании использовались методики, позволяющие охарактеризовать отношение матери к больному ребенку — это Цветовой тест отношений (ЦТО), разработанный А. М. Эткиндом для изучения эмоциональных компонентов отношений испытуемых к самим себе, к своим детям и другим, значимым для него людям, и Тест-опросник родительского отношения, разработанный А. Я. Варгой и В. В. Столиным, направленный на выявление характера родительского отношения.
По данным ЦТО, матери, имеющие одного ребенка, чаще эмоционально принимают его качества (78,1%). В группе матерей, имеющих двух детей, больного ребенка эмоционально принимают 50% матерей, а здорового — 68,75%. Внутри группы матерей, имеющих двух детей, было выделено две подгруппы: 1) больной ребенок — старший (первый по рождению) и 2) больной ребенок — младший. Оказалось, что матери второй подгруппы чаще эмоционально отвергают себя, своего больного ребенка и здорового ребенка.
Эмоциональное отвержение ребенка с РДА по методике ЦТО обнаружено всего у 3,3% матерей. По результатам Теста-опросника родительского отношения, у матерей, имеющих двоих детей, чаще встречается отвержение как ведущая позиция в отношениях с больным ребенком (66,5% против 50% в группе матерей с одним ребенком). Наличие в семье здорового сибса усугубляет эту ситуацию тем, что для второго ребенка поведение матери не является столь травмирующим, и поэтому матери отказываются менять свою жизненную изначальную установку по отношению к больному ребенку и усиливают его отвержение.
Наибольшие отличия обнаружены внутри группы матерей, имеющих двоих детей: там, где больной ребенок — младший (то есть второй по рождению после здорового ребенка), у всех матерей (100%) ведущей позицией в отношениях с ним является отвержение. В подгруппе, где больной ребенок — старший (то есть первый по рождению) в семье, только у 50% матерей ведущей позицией является отвержение, а в 50% наблюдается «кооперация».
Это, видимо, связано с тем, что после стресса общения с аутичным ребенком и связанного с этим падения самооценки матери рождается второй здоровый ребенок, семейная ситуация значительно меняется в сторону стабилизации за счет повышения уверенности в себе у матерей (с нее снимается груз собственного чувства неполноценности), что, в свою очередь, сказывается и на отношении к больному ребенку. Когда же ребенок с РДА — младший, ситуация меняется с точностью до наоборот — его болезнь является сильным ударом для женщины, считающей себя успешной матерью.
Расхождение результатов по этим двум тестам, видимо, объясняется самой методической направленностью их. Так, тест-опросник родительского отношения апеллирует в большей степени к когнитивной составляющей родительского отношения и оценке его поведения с точки зрения встроенности в социальные отношения (например: «Мой ребенок ничего не добьется в жизни», «Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый», «Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании» и т. д.). ЦТО направлен на изучение эмоциональных компонентов, чаще — бессознательных, отношений испытуемых к самим себе и ближайшему окружению.
Родительское отношение матерей детей с РДА имеет противоречивую структуру: на когнитивном уровне оценка ребенка является отвергающей или инфан-тилизирующей, отражает трудности матери в понимании своего ребенка, построении модели его воспитания и возможности встроиться в социальную среду. Однако эмоциональное отношение большинства матерей остается адекватно принимающим, позитивным.
Материнское отношение к больному ребенку зависит от порядка его рождения; в семьях, где ребенок с РДА — единственный, чаще наблюдается его эмоциональное принятие. Наименее благоприятная психологическая ситуация складывается в отношении второго по порядку рождения ребенка с РДА: у матерей чаще складывается комплекс ролевой неполноценности и невозможность гибкой адаптации к особенностям больного ребенка. Трудная задача изменения собственных ожиданий и установок по отношению к ребенку, с одной стороны, и невозможность изменить биологический и эмоциональный статус ребенка — с другой, приводят к отвержению ребенка матерью и ее собственной невротизации.
Другое по теме:
V5
– привлекательные движения
Танец – это вертикальное выражение горизонтального желания.
О значении и важности привлекательных движений много говорить не надо, достаточно посмотреть на окружающий нас животный мир. Наши меньшие братья, лишенные дара речи, позами, дви ...
Патриотизм как моральная позиция
Так же мы можем заметить, что некоторые другие источники определяют патриотизм, как моральную позицию. Словарь Ожегова характеризует мораль, как нравственные нормы поведения, отношения с людьми. Так как моральные нормы должны соответствов ...
Диагностика уровня развития мышления старших дошкольников
Для определения уровня развития мышления старших дошкольников нами были подобраны следующие методики:
Методика "Логические задачи"
Мозговой штурм
Методика разработана А. 3. Заком и предназначена для диагностики уровня сформир ...