Формы эмоциональных процессов
Страница 3

Многие виды труда, учение, некоторые игры требуют интенсивной умственной работы. Процесс умственной деятельности сопровождается интеллектуальными эмоциями [7, с. 277].

Если они приобретают качества стабильности и устойчивости, они проявляются как интеллектуальные чувства: любознательность, радость открытия истины, удивление, сомнение. Интеллектуальные чувства способствуют развитию учебных интересов и повышению эффективности учебной деятельности школьников.

Чувства, которые человек испытывает при восприятии и создании прекрасного в жизни и в искусстве, называются эстетическими [7, с. 278]. Человек испытывает эстетическое наслаждение, воспринимая красоту природы, произведений искусства, других людей, чувствуя гармонию линий и цветов, слов и звуков. Эстетические чувства детей воспитываются через их приобщение к природе, совместное любование лесом, рекой, солнцем, каждой травинкой. С ранних лет детям полезно заниматься рисованием, музыкой, танцами и другими видами художественной деятельности, постигая законы красоты и гармонии.

Воспитание высших чувств носит культурно-исторический характер, связано с осознанием и принятием общечеловеческих ценностей, знанием национальных особенностей, народных традиций и ритуалов. Большое значение в жизни человека имеет то, какие настроения преобладают в его эмоциональной сфере.

Настроение – это целостное жизнеощущение, сохраняющееся в течение относительно продолжительного периода и окрашивающее все поведение человека [8, с. 194]. В хорошем, приподнятом настроении жизнь воспринимается в розовом свете, предстоящая работа кажется легкой и приятной. При плохом, угрюмом настроении все представляется в серых тонах. Та же самая работа становится тяжелой и невыносимой.

Настроения как форма выражения эмоций характеризуются относительно небольшой силой, недолгой продолжительностью они влияют на поведение в целом и на другие эмоции [8, с. 195].

Настроение возникает под воздействием комплекса причин – внутренних и внешних. К внутренним причинам относятся: физическое самочувствие, хронические заболевания, различные процессы в организме, свойства нервной системы, темперамента и характера. Внешние причины в основном связаны с соотношением успеха и неудач в жизнедеятельности человека, с характером межличностных отношений, которые его связывают с другими людьми, с тем, насколько человека принимают или отвергают. Отдельные воздействия также могут изменить настроение человека, например хорошая оценка его улучшает, плохая – ухудшает. На настроение человека могут повлиять похвала, порицание, доброе или обидное слово, ласковый или косой взгляд. Часто человек не осознает всех причин, определяющих его настроение.

Путь к управлению своим настроением лежит через рефлексию, самопознание, самоанализ, овладение средствами психической саморегуляции [8, с.196].

В трудных, напряженных условиях, в конфликтных ситуациях или при экстремальных воздействиях эмоции могут переходить в стресс.

Страницы: 1 2 3 

Другое по теме:

Анорексия. Роль семьи (нервная анорексия)
Родители больных анорексией по возрасту и социальному положению не отличаются от других людей. Не имеет значения для заболевания и наличие братьев и сестер. Но описывались семьи, где у ребенка, втянутого в отношения родителей или семейные ...

Тревожность, как проявление эмоциональной сферы
Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний. Различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти и д. р. ) образуют в совокупности эмоциональную сферу человека. ...

Отклоняющееся поведение несовершеннолетних как нарушение процесса социализации. Общая характеристика отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Прямые и косвенные десоциализирующие влияния
Главная задача профилактической работы в системе правонарушений несовершеннолетних – это предупреждение и коррекция социальных отклонений и социальной дезадаптации детей и подростков, которые являются результатом неблагоприятного социальн ...