Заключение

Субъектом стихийного массового поведения может быть любая, достаточно многочисленная группа людей, выделяющих себя по какому-либо признаку и осознающих свое единство в реализации совместных действий.

Масса — это совокупность индивидов, составляющих многочисленную, аморфную группу людей, не имеющих в большинстве прямых контактов между собой, но связанных общим и постоянным интересом.

Психология толпы очень резко отличается от психологии отдельной личности. Будучи частью толпы, человек неосознанно подчиняется ее движениям и требованиям. А если в толпе стихийно образуется лидер, который способен волевым действием подчинить ее себе, то толпа способна смести все на своем пути, охваченная общей идеей или целью.

Одним из условий существования толпы как массового скопления людей являются паника и слухи. Паника — это состояние ужаса, сопровождающееся резким ослаблением волевого самоконтроля. Следствием оказывается либо ступор, либо дезорганизация планомерных действий.

Поведение во внутренне конфликтной ситуации становится антиволевым: эволюционно примитивные потребности, прямо или косвенно связанные с физическим самосохранением, подавляют потребности, связанные с личностной самооценкой. Таким образом, биологические инстинкты побеждают над социальными нормами и ценностями, которые в данный момент вытесняются из сознания личности.

Другое по теме:

Теории черт личности лидера
На протяжении многих лет учёные пытались выделить основные особенности лидера. Но в ходе своих исследований им не удавалось выявить определённое количество черт личности, их было слишком много или же их определённое количество не подтверж ...

Карточка психологического обследования первоклассника
Фамилия, имя . . Дата обследования Психологические показатели готовности Оценочные уровни 1. Умственная активность 2. Саморегуляция 3. Фонематический слух 4. Словарное развитие 5. Кратковременная память 6. Умозаключение ...

Методы исследования.
В качестве основного исследовательского метода была применена специально разработанная анкета (см. приложение 1), которая позволила выявить степень ценности ребёнка для женщины, тип материнского отношения к ребёнку, уровень знаний женщин ...