Особенности мотивации профессиональной деятельности
Страница 1

Материалы » Мотивация профессиональной деятельности шахтёров » Особенности мотивации профессиональной деятельности

Реализация стратегических задач и краткосрочных планов любой организации предполагает выполнение ее персоналом (привлекаемыми человеческими ресурсами) определенных действий, часто называемых производственными функциями. В тоже время эффективность использования отдельного работника зависит не только и не сколько от его способности выполнять требуемые функции, сколько от «прилежания», с которым эти функции выполняются. Одного умения выполнять профессиональные обязанности не достаточно для достижения целей организации. Только сочетание сильной трудовой мотивации и профессионального мастерства обеспечивают достижение результата.

Известны процессные и содержательные теории мотивации. Рассмотрим их [11].

Процессные теории мотивации

объясняют выбор поведения способного привести к желательным результатам. Сюда относятся:

§ теория ожидания

§ теория подкрепления

§ теория справедливости

Теория ожидания

В. Врума утверждает, что человек прикладывает усилия для осуществления тех действий, которые:

§ приведут к удовлетворению его потребности;

§ имеют наивысшую, по его мнению, вероятность успеха [по 11].

Другими словами, прежде чем совершить что-либо, человек оценивает привлекательность каждого возможного результата для себя и уровень усилий, которые необходимо затратить для его достижения. Если результат не имеет ценности для человека – он не приложит особых усилий для его достижения, и, наоборот, при высокой значимости результата человек затратит большие усилия для его достижения [по 11].

Теория справедливости

Дж. Адамса утверждает, что в основе трудового поведения человека лежит стремление к справедливой оценке со стороны организации его усилий (по сравнению с оценкой усилий других сотрудников). Иными словами, люди озабочены, прежде всего, тем, как их соотносят с коллегами. Каждый человек сравнивает соотношение собственных усилий с результатами (оценкой со стороны организации) с тем же соотношением своих коллег и делает вывод о справедливости или несправедливости, корректируя или оставляя неизменным свое трудовое поведение на основании этого вывода [там же].

Объединив эти две теории, мы получим некую систему, которая получила название модели Портера Лаулера. Согласно этой теории, результаты деятельности зависят от приложенных усилий и способности самого работника. Уровень приложенных усилий определяется ценностью вознаграждения и уверенностью в справедливости вознаграждения [там же].

Результат в данном случае зависит от 3 переменных:

1. затраченные усилия:

- ожидаемая ценность вознаграждения

- ожидаемая справедливость вознаграждения;

2. способности и особенности человека;

3. осознание своей роли в процессе труда;

Но в целом, само ощущение ценности вознаграждения зависит от ощущения её справедливости.

Теория подкрепления

(Л. Ричард и др.)

утверждает, что изменение поведения человека может достигаться путём подкрепления его желательных проявлений и игнорированием нежелательных. Она основана на выделении желательных видов поведения и их подкреплении, и базируется на следующих положениях:

Любое поведение имеет последствия, которые могут быть положительными, отрицательными или нейтральными (нулевыми);

Поведение - это функция его последствий:

«+» - увеличивают вероятность данного вида поведения;

«- » - уменьшают вероятность данного вида поведения;

«0» - ведут к медленному уменьшению вероятности данного вида поведения.

Подкрепление определяется как любые действия, которые вызывают повторение или, напротив, подавление определенных образцов поведения. Выделяют четыре основных типа подкрепления: позитивное подкрепление, отказ от нравоучений, наказание и угасание. Каждый тип подкрепления является реакцией менеджмента на поведение работника, которое представляется желательным либо не должно повториться. Различные типы подкреплений представлены на схеме 1 [44].

В поведенческих мотивациях важнее то, что вытекает, чем то, что предшествует.

Содержательные теории мотивации

показывают, что побуждает действовать человека и что стимулирует действовать. Сюда относятся: теория потребности Маслоу; двухфакторная теория Герцберга.

В отличие от процессных теорий мотивации, содержательные теории направлены не на объяснение выбора поведения, а на изучение того, что побуждает действовать человека и что стимулирует его действовать.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Ход и результаты исследования
Применяя избранные методики к контингенту испытуемых, мы построили свое исследование как диагностическое. Контингент испытуемых включает подростков, состоящих на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних Краснооктябрьского и Дзержин ...

Основы формирования гармоничных взаимоотношений в семье
При оценке любой человеческой деятельности обычно исходят из некоторого идеала, нормы. В воспитательной деятельности, по-видимому, такой абсолютной нормы не существует. Мы учимся быть родителями, так же, как учимся быть мужьями и женами, ...

Тест копирования бессмысленных слогов
Это могут быть бессмысленные слоги, написанные каллигра­фическим почерком. Один набор слогов из приведенных пяти предъявляется ребенку на специальной карточке. «Посмотри, говорит проверяющий, - тут что-то написано. Ты еще не умеешь писать ...