Теоретические аспекты изучения отклоняющегося поведения подростков. Социально-психологические причины и факторы дезадаптации у подростков
Страница 2

Материалы » Социально-психологические факторы правонарушений несовершеннолетних » Теоретические аспекты изучения отклоняющегося поведения подростков. Социально-психологические причины и факторы дезадаптации у подростков

а) социологические факторы, проявление которых обусловлено структурой общества и культурой;

б) психологические факторы (влияние межличностных отношений, характер подростка и т.д.);

в) биологические факторы.

Одним из важнейших социально-психологических факторов можно назвать личностные особенности и характер человека. Е.А. Личко приводит данные, полученные на выборках подростков, красноречиво говорящие о том, что противоправное поведение во многом, определяется акцентуацией характера подростка. Так же как и прочие виды отклонений, такие как алкоголизм, суицидальные тенденции, наркозависимость, половая невоздержанность и т.д. Приведем описания тех акцентуаций, которые, по мнению Е.А. Личко, чаще других приводят к правонарушениям[8].

Гипертимные личности с первых лет обучения в школе проявляют неусидчивость, отвлекаемость, недисциплинированность. Для них характерны прогулы, конфликты с учителями и родителями. Девиантное поведение проявляется в форме мелких асоциальных поступков и правонарушений, обычно для показа сверстникам своей смелости. Часты самовольные отлучки. Имеется склонность к алкоголизации, частые выпивки в группе с целью развлечься. Возможны беспорядочные сексуальные связи.

Шизоидный тип личности проявляется как полное замыкание в себе, усиление чувства одиночества. Иногда характерны непонятные чудаковатые поступки. Формы нарушения поведения: могут совершать асоциальные действия ради борьбы за справедливость или ради какой-то идеи.

Эпилептоидный тип личности проявляется дезадаптивно в любой обстановке. Эпилептоид дает взрыв злобного аффекта в ответ на провоцирующие факторы. Злопамятен.

Неустойчивый тип личности проявляется в невозможности усвоения морально-этических норм. Различные формы нарушения поведения, невозможность закончить учебные заведения из-за прогулов и отсутствия интереса к учебе. Очень склонны к девиантному поведению: кражам, разбою, хулиганству. Высока склонность к алкоголизации и приему других одурманивающих веществ. Часты побеги из дому, чтобы избежать наказания или побыть в асоциальной компании.

К личностному фактору следует отнести самооценку и самоуважение подростка, а также экстернальный или интернальный локус контроля. И.С. Кон описывает следующие особенности личности девиантов: «Что же касается индивидуально-личностных факторов, то самыми важными и постоянно присутствующими бесспорно являются локус контроля и уровень самоуважения».[9] Исследователями отмечается, что те, кто ведет себя противоправно, отличается самоуверенностью, дерзостью, неприязненным отношением к властям, обидчивостью, враждебностью, недостаточным самоконтролем.

Важнейшим социально-психологическим фактором является окружение подростка. К окружению следует отнести, в первую очередь, референтных лиц и референтные группы. К референтным лица, подросток, скорее всего, отнесет, родителей, сверстников из «своей» компании, некоторых учителей, а также тех лиц, на которых он хотел бы походить (известных артистов, спортсменов и т.п.). Референтные отношения основаны на «значимости, связывающей субъекта с другим человеком или группой лиц»[10]. Референтными могут быть как отдельные лица, так и группы. Отношения референтности возможны потому, что личность начинает ориентироваться на ценности значимых лиц или групп, они становятся особенно близкими. А.В. Петровский пишет об «отраженной субъектности»[11], когда личность видит себя в значимом другом, одним из основных качеств которого является референтность. Суждение личности о себе во многом зависит от того, с кем она себя соотносит, на кого хочет быть похожей. Референтные отношения много говорят о личностных смыслах и ценностях личности. Люди, которых личность избирает, чтобы справляться с их мнениями и оценками, и которые служат точкой отсчета для оценки субъектом самого себя и других людей, рассматриваются как референтный круг общения, или референтная группа. Человек ориентируется на оценку своих поступков, своих личностных качеств, существенно важных обстоятельств деятельности, предмета личных интересов и т.д. с точки зрения его референтной группы. Даже в том случае, когда индивид не располагает информацией об оценке его персоны со стороны референтной группы, он не может не строить предположений о возможном ее мнении. Для того чтобы нормы и ценности референтной группы оставались постоянно действующим ориентиром для индивида, ему необходимо постоянно соотносить с ними свое реальное поведение. Референтность обнаруживается в ситуации, когда определяется отношение субъекта к целям и задачам деятельности, трудностям их осуществления, конфликтным ситуациям, личным качествам участников совместной деятельности, в том числе и его самого. С помощью референтного круга личность получает возможность познавать себя. «Ценностные ориентации индивид черпает в результате активного взаимодействия с другими членами группы. Усвоение этих ценностных ориентаций не является однонаправленным: оно предполагает своего рода контроль над личностью, реально осуществляемый группой и приписываемый личностью группе. Этот контроль с необходимостью предполагает оценку, которую группа дает индивиду как личности»[12].

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Основная часть. Теории гендерного лидерства
История изучения проблемы гендерного лидерства В исследованиях гендерных особенностей руководства и лидерства можно выделить три основных направления. ДОМИНИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНОГО ФАКТОРА НАД ЛИДЕРСКОЙ ПОЗИЦИЕЙ 1. Концепция гендерного пото ...

Лидерство и руководство в современном управлении организациями. Сущность лидерства.
Лидерство и руководство – два основополагающих понятия, с которыми связано эффективное управление организациями. Руководство – это формальная властная позиция, которая не имеет отношения к личным качествам людей.[[4]] Лидерство – комплек ...

Воспитание как формирование определенных качеств
Проблемы независимости обостряются и в тех случаях, когда воспитание подчиняется мотиву формирования определенного желательного для родителей качества. Под влияние прошлого опыта, истории развития личности человека в его сознании могут п ...