Память как показатель готовности ребенка к обучению в школе. Роль развития памяти в школьном обучении

Материалы » Оценка развития памяти как показатель готовности к школьному обучению детей дошкольного возраста » Память как показатель готовности ребенка к обучению в школе. Роль развития памяти в школьном обучении

Необходимым условием психологической готовности ребенка старшего дошкольного возраста к обучению в школе является определенный уровень его умственной зрелости. У старшего дошкольника должны быть сформированы многие психические познавательные процесса, в том числе и память.

Ребенок должен владеть самыми простыми приемами запоминания материала: с помощью создания образов, о которых идет речь; группировки материала по смысловым частям; выделение главных и второстепенных деталей и т.д. В возрасте 6 – 7 лет дети овладевают и другими приемами, которые подготавливают переход к более высоким формам запоминания: это попытка образовать внутренние связи между словами [8].

Память как познавательный процесс, при переходе из дошкольного в младший школьный возраст, не должен быть механическим.

Чем старше ребенок, тем большее количество материала он запоминает благодаря опосредованной памяти. Характеризуется это тем, что для запоминания ребенком материала используются определенные предметы или знаки, которые позволяют ему лучше запомнить предлагаемый материал. Ценность этого вида памяти и в том, что она уже непосредственно связана с мышлением, являясь первой ступенькой формирования образного мышления, обобщения.

При переходе в младший школьный возраст изменяется не только объем запомненного материала, но и его характер. Если в возрасте 5 лет ребенку легче запоминать образы предметов, картинки с помощью образной памяти, то в более старшим возрасте 6 – 7 лет ребенок может запомнить материал представленный не только в виде наглядного материала, но и слова, с помощью вербальной памяти [9].

Большое значение имеет и скорость запоминания ребенком материала. Чем быстрее ребенок будет запоминать предлагаемый педагогом материал, тем выше будет его уровень развития памяти и уровень психического развития необходимого для высокой психологической готовности к обучению в школе.

Другое по теме:

Эмоции и личность. Взаимосвязь между эмоциями и свойствами личности
Эмоции в соответствии с их основными характеристиками относятся к каждому из трех типов психических явлений: психическим процессам, психическим состояниям и психическим свойствам личности [4, с. 182]. Эмоции как психический процесс харак ...

Тактика общения.
Для имиджа делового человека очень важна тактика общения. Почему не удается реализовать свою стратегию общения? Верная стратегия живого общения – еще не абсолютная гарантия успеха. В общении огромное значение имеет правильный выбор тактик ...

Проблема индивидуальных различий в развитии способностей у детей дошкольного возраста в работах отечественных психологов
В отечественной психологии проблема индивидуальности и индивидуальных различий рассматривалась в работах ряда психологов (Б.Г.Ананьев, Э.А. Голубева, Н.С. Лейтес, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.С. Мерлин, И.В. Равич-Щербо, С.Л. Рубинштейн, ...